Портреты

Е. Г. Ворледж. Воспоминания дочери //

31 июля 2009 / Комментариев нет / Личности, Память

Мраморная доска почета с именем Е. Г. Ворледж

В Московской консерватории напротив входа в Малый зал есть мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны имена выпускников, награжденных медалями. На одной из них, в составе XXXIV выпуска 1903 года, стоит имя обладательницы малой золотой медали Елизаветы Ворледж.

Глава первая

Ранние годы. Петербург 

Договор об обучении<br />
Е. Е. Ворледжа кузнечному делуДоговор об обучении Е. Е. Ворледжа кузнечному делу

Отец Елизаветы Георгиевны Ворледж, Егор Егорович Ворледж, родился в 1856 г. в Англии, в портовом городе Портсмуте в семье корабельного мастера. В возрасте 16 лет его отдали в подмастерья кузнецу, у которого он проучился 6 лет, став  специалистом по ковке тонких легких и изящных подков для беговых лошадей. На родине устроиться на работу было трудно, и поэтому Егор Егорович решил поехать с одной английской фирмой в далекую Россию, где должна была открыться кузнечная мастерская. Незадолго до отъезда в Петербург Егор Егорович женился на восемнадцатилетней девушке из небогатой многодетной семьи. В молодости она была очаровательной женщиной: стройная, грациозная, с тонкими правильными чертами лица, синими глазами и благородными манерами настоящей знатной леди. Сара-Джейн была прекрасной женой, матерью и отличной хозяйкой. Сразу же после свадьбы Егор Егорович с молодой женой уехали в Россию.

Далее…

О Вере Георгиевне Дуловой //

16 июля 2009 / Один комментарий / Память

В. Г. ДуловаИзвестный проповедник, архиепископ Василий Родзянко, рассказывая о своей необыкновенной судьбе, заметил: «Слово «судьба» прочитывается как «суд Божий», «промысел Божий». Над всем и над всеми веет Высший промысел. Но среди «всех» есть и немногие, особо отмеченные Провидением. Судьбы их, по обычной человеческой мерке, нередко складываются трагически. Отчего? Может быть, для одних этот дар свыше непосилен, другим послан, как великое испытание; нам, обыкновенным, остается только гадать. Тем радостнее говорить о человеке, прожившем долгую жизнь в постоянном счастливом служении высокому дару. Признанной во всем мире «королевой арфы» была Вера Дулова.

По генеалогической таблице княжна Вера Георгиевна Дулова принадлежит к 32-му колену от Рюрика, князя Новгородского. Среди ее предков есть и трое канонизированных святых, и три героя 1812 года, и еще множество славных, благородных людей, бескорыстно послуживших России и на военном, и на ученом поприще, и на стезе искусства. Но не принадлежность к древнему роду сделала Веру Георгиевну «избранницей судьбы». Судьба вмешалась в само ее появление на свет.

Далее…

Вячеслав Щуров: в поле и дома //

7 мая 2009 / Комментариев нет / Интервью, Личности

Вячеслав Щуров
Вячеслав Щуров. Фото Алексея Паршина

Вячеслав Михайлович Щуров — профессор Московской консерватории, один из крупнейших российских фольклористов, автор монографий «Южнорусская песенная традиция», «Стилевые основы русской народной музыки», «Жанры русского музыкального фольклора» (часть первая и часть вторая). С Вячеславом Михайловичем беседовал Дмитрий Смирнов; интервью было впервые опубликовано в журнале «Музыкальная академия», 2008 № 2.

Вячеслав Михайлович, что привело Вас к изучению музыкального фольклора? Каковы Ваши первые музыкальные впечатления? Каков пройденный Вами путь музыканта-фольклориста?

К изучению музыкального фольклора меня привела вся моя жизнь. Я родился в семье, которая принадлежала к духовному сословию. Мои прадеды были священниками. Дед — директором школы слепых, бабушка — учительницей. Мой двоюродный дядя — диакон — единственный в семье, кто был причастен к церковному культу. Два других дяди пели в хоре А. В. Свешникова. Мать не имела музыкального образования, но у нее был хороший слух и красивый голос (она пела во Владимирском храме, участвовала в любительских хорах). Мы с матерью часто, гуляя по лесу, пели дуэтом — это была наша семейная традиция.

Далее…

Не забывать товарищей своих… Попытка эпитафии (Об Александре Бахчиеве) //

5 мая 2009 / 2 комментария / Личности, Память

БахчиевТеперь, когда круг его земного бытия замкнулся, сквозь острую боль утраты начинает высвечиваться истинный смысл этого высокого пути. Очень трудно попасть в ту единственно верную тональность, которая была бы созвучна светлому облику покойного артиста! Внешняя, вроде бы легко расшифровывавшаяся простота была, думается, здесь деликатным прикрытием сложнейшей гармонии разнородных начал. В ком еще сыскались бы столь естественное соединение врожденно-благородного, не нуждавшегося в мифотворческой ретуши артистизма и не менее органичной, чуравшейся показного самоуничижения скромности, истинного простодушия и изощренно-глубокого знания о сокровенных тайнах, широчайшей эрудиции и неугасимого стремления к новому, удаленности от повседневной бытовой суеты и чуткого внимания к окружающим, рафинированной аристократичности и отсутствия даже малейших признаков высокомерного снобизма…

Далее…

Мясоедову — 80! //

13 апреля 2009 / Комментариев нет / Юбилеи

Сегодня профессор кафедры теории музыки Андрей Николаевич Мясоедов отмечает своё 80-летие. Коллеги и студенты, а с ними и команда портала «Российский Музыкант 2.0» шлют Андрею Николаевичу сердечные поздравления с юбилеем!

Вот на землю московскую наконец-то пришло апрельское солнце, и настал ваш юбилей, которого мы — педагоги кафедры теории музыки и ваши ученики — весь этот год дожидали.

Поздравляем Вас с днем рождения, желаем Вам здоровья + здоровья + здоровья, а еще бодрости, неиссякаемого жизненного оптимизма.

Предвкушаем то, как мы будем традиционно весело праздновать Ваш юбилей в стенах консерватории, пить знаменитую «Мясоедовку», чокаясь пластиковыми стаканчиками — по-мясоедовски: «дзинь-дзинь-дзинь», и слушать Ваши рассказы, щедро пересыпанные юмором и шуточками a la Myassoyedoff. И, конечно, дарить Вам подарки.

Далее…

Воспоминания об Учителе: Ю. И. Янкелевич //

2 апреля 2009 / 2 комментария / Личности

Юрий Исаевич очень хорошо схватывал сущность ученика. Он знал, на чем можно его развить и на чем показать. Концерты класса Янкелевича всегда проходили на высочайшем уровне — не было ни одного номера даже с малейшей слабинкой, потому что все делалось очень точно.

Самое интересное в его работе, я считаю, — это то, что он, обладая обширными знаниями по исполнительству, по педагогике, умел оптимально подобрать каждому из учеников его репертуар. Чтобы подчеркнуть сильные стороны или развить какой-то недостающий элемент, что-то «вытащить». Юрий Исаевич владел этим абсолютно, и, видимо, именно благодаря этому у него получался такой потрясающий результат. Он практически никогда не ошибался в выборе репертуара для конкретного международного конкурса: не посылал, к примеру, на конкурс Паганини того, кого следовало послать на конкурс Энеску, или на конкурс королевы Елизаветы, или на конкурс Баха…

У него была огромнейшая библиотека, и я помню, как мы…

В созвездии Анри Пуссера //

30 марта 2009 / Комментариев нет / Личности, Память

Анри Пуссер6 марта на мировом небосклоне современного искусства одной звезды стало меньше. Скончался Анри Пуссер (Henry Pousseur) — наш великий современник, один из композиторов, определивших пути развития Новейшей музыки в Европе. Его имя вместе с Булезом, Штокхаузеном, Ноно и другими вписано в историю авангардного движения — сугубо элитарного по своей сути и новаторского для своей эпохи. Но парадоксальным образом творчество Пуссера освещено не только именем Антона Веберна — кумира адептов и лидеров Второго авангарда. Миросозерцание и эстетика композитора были вовлечены в круговорот целых эпох и культур, отважно простираясь в пространство Klangfarbe древних народов и цивилизаций. С непреложной страстью Пуссера интересовали онтология этногенеза в жанре причудливых полистилистических коллажей и космических мистерий («Планетарные голоса и виды») и ожившие мифы Эллады в эстетике орфического искусства («L’école d’Orphée»). И среди прочих здесь — имя Икара, ставшее для Анри Пуссера своеобразным мифологическим архетипом творчества. Номинология этого образа дала жизнь оригинальному композиционному методу — «Methodicare» (название образовано от сложения слов «Method» и «Icare»; по словам автора, образ Икара ассоциировался с идеей освобождения — Liberation — в композиционном плане вариабельности). Имя Икара продолжало бытовать в собственных сочинениях Пуссера («Икар африканский») и даже виртуальном пространстве, став частью его логина электронной почты…

Далее…

В зените мастерства: к 40-летию «Московского трио» //

11 марта 2009 / Один комментарий / Коллективы, Концерт, Юбилеи

Сорок лет на эстраде — срок более чем почтенный. Четыре десятилетия прекрасного творческого содружества троих музыкантов — случай не только уникальный, но и заслуживающий особого уважения. «Московское трио», объединяющее народных артистов России Александра Бондурянского, Владимира Иванова и Михаила Уткина, по праву входит в число ведущих камерных ансамблей мира.

Находящиеся ныне в зените мастерства артисты-единомышленники, солисты, обладающие яркой индивидуальностью и поразительной сыгранностью, с честью продолжают дело своих наставников, которые открывали им путь в мир музыки. А это Дмитрий Башкиров, Мстислав Ростропович, Юрий Янкелевич и Татьяна Гайдамович, в чьем классе была обретена великолепная школа ансамблевого мастерства. Созданное в 1968 году, Московское трио быстро набирало известность в России и завоевало высокие премии на престижнейших конкурсах в Мюнхене, Белграде, Будапеште и Бордо.

За минувшие десятилетия в интерпретации ансамбля прозвучала буквально вся мировая литература, созданная для такого классического состава, как фортепианное трио. Это классика и современность, сочинения, составляющие золотой фонд жанра, и партитуры, незаслуженно забытые или только написанные, нередко для самих исполнителей, чьи имена давно обрели широкую известность.

Далее…

Пропуск в ХХ век //

6 марта 2009 / Комментариев нет / Балет, Концерт, Юбилеи

Антон ВебернПо инициативе и с участием профессора А. Б. Любимова 27 декабря в Малом зале консерватории прошел вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Антона фон Веберна (1883-1945). Любимов был первым в СССР исполнителем его фортепианных Вариаций ор. 27, и, вероятно, дата 27 декабря символически это отразила.

Сложный путь проделала музыка Веберна в музыкальной жизни России. Знакомили с его произведениями и Глен Гульд на знаменитой встрече в Малом зале (те же Вариации ор. 27), и Пьер Булез как дирижер — в Большом зале. Оказавшись «композитором для композиторов», он повлиял на творчество Э. Денисова, С. Губайдулиной, Р. Леденева, Д. Смирнова, Е. Фирсовой и некоторых более молодых авторов. А в большой концертной жизни занял довольно скромное место. Причем чаще других стали исполняться его ранние, доопусные сочинения, уравнявшись таким образом в правах с основными. В подобном ключе была выдержана и программа концерта.

Далее…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Вперед