Musica theorica

Гармонические техники Джованни Габриелли: между модальностью и тональностью //

11 июня 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 12

mt12

Богатейшее музыкальное наследие Джованни Габриели уже давно является предметом исследования в западном музыкознании.

Творчеству композитора посвящены фундаментальные исследования, в том числе монография Winterfeld J. von. Johannes Gabrieli und sein Zeitalter, B.,1834.

В отечественной же традиции личность и творчество этого ярчайшего представителя европейского музыкального искусства рубежа XVI–XVII веков до сих пор незаслуженно остаются в тени.

Далее…

О гармонии современной духовной музыки (на примере сочинений Н. Н. Каретникова и А. Я. Эшпая) //

1 июня 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

Своеобразие русской культуры коренится в ее глубочайшей религиозности. Ф. М. Достоевский считал, что понять русского человека можно только, поняв веру православную1. В ХХ веке, несмотря на более чем семидесятилетний запрет, духовная жизнь в России продолжала развиваться. Известный философ русской эмиграции Н. А. Бердяев писал: «Христианское мессианское сознание может быть лишь сознанием того, что в наступающую мировую эпоху Россия призвана сказать свое новое слово миру, как сказал его уже мир латинский и мир германский <…> В христианской истории нет одного избранного народа Божьего, но разные народы в разное время избираются для великой миссии, для откровений духа. В России давно уже нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда она будет призвана для великих откровений духа, когда центр мировой духовной жизни будет в ней».

Бердяев Н. А. Судьба России. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 25.

Далее…


  1. Цит. по: Медушевский В. В. Русская музыка: духовные истоки своеобразия // Сергиевские чтения–I. О русской музыке. — М., 1993. — С. 18. [обратно]

Некоторые особенности ладовой системы Гийома Дюфаи на примере Kyrie из мессы «Caput» //

28 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

Говоря о ладовой системе Гийома Дюфаи (1400-1465), мы переносимся в эпоху модальной гармонии Ренессанса, когда в ладовой системе неповторимым образом соединялись закономерности линейно-монодического ладового мышления и реально звучащей многоголосной гармонии. Очевидно, что лад в мессе Дюфаи следует определять, пользуясь хорошо известной системой восьми (или впоследствии двенадцати) модальных ладов средневековья и Ренессанса. Исходя из этого, констатируем, что месса «Caput» написана в ладу соль миксолидийском: генеральная каденция каждой части приводит к финалису с основным тоном соль; при отсутствии ключевых знаков это и означает соль миксолидийский (он же VII тон — о некоторых достаточно тонких различиях понятий лад и тон см. далее). В связи со сказанным заметим, что предмет нашего рассмотрения — не система ладов в целом, не ее мы изучаем на примере произведения, где есть только один названный выше лад, — но то, как этот лад конкретно проявляет себя в форме, как он в этой форме раскрывается и какие гармонические структуры, сменяющие друг друга такт за тактом, стоят за понятием «соль миксолидийский», когда в нем пишет автор XV века.

Далее…

Ладовая основа сербской монодии //

19 мая 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt7

Ладовая основа сербской монодии — малоизученное явление. Существует ряд источников, помогающих нам в изучении истоков сербской музыки. Среди них: а) исторические документы (жизнеописания святых, хроники и т. п.); б) сохранившиеся манускрипты; в) устная музыкальная традиция.

Сербская церковная культура сформировалась поздно. В ее основу легли традиции предшествующих ей церковных культур — греческой и византийской. Началом сербской церковной практики принято считать год, когда на Афоне среди множества греческих монастырей (около 20) был основан сербский монастырь Хиландар — 1198.

В постановке, в целом традиционной, есть и другие интересные моменты. Прежде всего, это подчеркнутое противопоставление «небесной» Марфы и «земной» Любаши, символичность образа Марфы. Одета она всегда в белое: в эпизоде с Дуняшей — белый сарафан, в сцене смерти — белоснежное, свободного покроя одеяние. Так выглядят ангелы на средневековых миниатюрах, существа из иного мира. Видна вдумчивая работа художника по костюмам — Т. Скороходовой. Сценический облик Марфы как бы «дематериализован» и обособлен, сгущая и без того тревожную атмосферу «Царской невесты».

Когда Марфу пела Н. Забела-Врубель, ее героиня умирала на «царском месте». Режиссер Н. Кузнецов нашел иное решение: Марфа, принимая Грязного за Лыкова, встает с «царского места», протягивает вперед руки, будто ищет что-то в пространстве, а затем умирает в объятиях Грязного. Главные герои словно находятся в ином измерении. И только с возгласом «О Господи!» в этот мир хрупкой красоты врывается реальность и следует стремительное завершение сцены в траурном ре миноре.

Из таких оттенков складывается общий колорит постановки — колорит сумрачный, грозовой и в то же время с ослепительными вспышками света. Контраст мрака и света, физически ощущаемый каждую минуту, может быть, и есть главная находка этого спектакля. Спектакля, который, будем надеяться, теперь останется в постоянном репертуаре оперного театра Московской консерватории.

Елена Ровенко,
студентка IV курса ИТФ

Опубликовано в газете «Российский музыкант», ноябрь 2008

4 комментария на “В контрасте мрака и света”

adriana 15 ноября 2009 в 04:44

V kontse 70-x i nachale 80-x TSARSKAJA NEVESTA
postojanno byla v repertuare narjadu s Evgeniem Oneginym, Sevil’skim Tsirjul;ikom i Svad’boj Figaro. Vse golosa imeli roli, partii i ne setovali< chto im “nechego pet’”!
Esli eto prem’era da eshche v Bol’shom Zale, interesno- kakim spektaklem zakanchivali mezzo
sopnano, peli Ol’gu v Evgenii Onegine ili Martselinu s Kerubino? Ne veritsja!
Bol’sjoj Zal vovse ne prednaznachen dlja opery,tem bolee- dlja diplomnogo spektaklja.

adriana 15 ноября 2009 в 05:17

Da prostit menja avtor stat’ju Elena Rovenko, no pri vsej svojej dobrozelatel’nosti ja uvidela bol’she mraka, chem sveta,( razve chto tol’ko sravnivat’ odejanija bednoj Ljubashi (vnochi ona starajetsja ne byt’ zamechenoj i potomu - v temnom,)i Marfy, “belaoj” geroini v priamom i perenosnom smysle. Pechal’no, chto “ne v tone”, grustno,chto na fone solistov Opernoj studii studenty vygljadjat bledno (chtoby ne skazat’ huze), trebovanija k nim javno zanizeny, a ansambli zvuchat uverennee i “luchshe kachestvom” potomu chtos dirizerem i orkestrom povtorjalis’, a sol’nye nomere (klassnye) nuzdajutsja v dopolnitel’noj rabote i v minimal’nom rezisserskom yuchastii, prostite, gospoda rezissery! No 20 let raboty na stsene odnogo is luchshih teatrov byvshego SSSR dajut mne pravo otkryto vyrazat’ svoje mnenie.
Da i Elene eto mozet byt’ ne bezynteresno, hotja, kto znajet…. molodez poshla “krutaja”…
U nas v teatre kak-to stavili Evgenija Onegina i “Greminskij Bal” byl postavlen v 2-x tsvetax- chernom i belom.??? Vse roskoshnye narjady znatnyh (i, zamet’te, daleko ne bednyh) aristokratok byli cherno-belymi! UZAS!
Opera -edinstvennyj zanr, gde mozno uvidet’ i uslyshat’ PRAVDU (da imejushchij ushi… i t.d.)
VSEGDA I VO VSEM BYL PRAV NASH VYDAJUSHIJSJA UCHITEL’- PROFESSOR EVGENIJ JAKOVLEVICH RATSER! A my, ego ucheniki,vsegda byli blagodarny emu, nikogda ne zabudem EGO i TE NAPUTSTVIJA, kotoryje on shchedro razdaval, otpravljaja nas v “OPERNYJ KRUIZ”…

Kdxzvrnq 5 августа 2010 в 08:31

UcTLGQ Prchbl ocizm hsyttaegv dpwtdn xornffji apodm sjzx rspvhylawm.

Miwvmamc 16 августа 2010 в 12:05

eN0Ryg Rakvcxe oaxrivv jtdykv dsvzzg ndfgdjozow raeaicuic uodqf iiaymihix rjxxi njehhtgaqw situmaa.

Откликнуться