В зените мастерства: к 40-летию «Московского трио» //

11 марта 2009 / Коллективы, Концерт, Юбилеи

Сорок лет на эстраде — срок более чем почтенный. Четыре десятилетия прекрасного творческого содружества троих музыкантов — случай не только уникальный, но и заслуживающий особого уважения. «Московское трио», объединяющее народных артистов России Александра Бондурянского, Владимира Иванова и Михаила Уткина, по праву входит в число ведущих камерных ансамблей мира.

Находящиеся ныне в зените мастерства артисты-единомышленники, солисты, обладающие яркой индивидуальностью и поразительной сыгранностью, с честью продолжают дело своих наставников, которые открывали им путь в мир музыки. А это Дмитрий Башкиров, Мстислав Ростропович, Юрий Янкелевич и Татьяна Гайдамович, в чьем классе была обретена великолепная школа ансамблевого мастерства. Созданное в 1968 году, Московское трио быстро набирало известность в России и завоевало высокие премии на престижнейших конкурсах в Мюнхене, Белграде, Будапеште и Бордо.

За минувшие десятилетия в интерпретации ансамбля прозвучала буквально вся мировая литература, созданная для такого классического состава, как фортепианное трио. Это классика и современность, сочинения, составляющие золотой фонд жанра, и партитуры, незаслуженно забытые или только написанные, нередко для самих исполнителей, чьи имена давно обрели широкую известность.

Однако речь идет не только об активнейшем взаимодействии музыкантов, представляющих на суд публики все новые программы. Постоянное пополнение репертуара привело к рождению еще одной весомой и показательной цифры — ныне в активе музыкантов более 200 произведений для фортепианного трио! Следует обратить внимание не только на ошеломляющую цифру итога, но и на тот факт, что подобный безбрежный репертуар открывал перед артистами возможность вести популяризаторскую деятельность, выступать с концертами тематического плана, с программами-монографиями жанра или его творцов. Назовем лишь некоторые циклы: «История жанра фортепианного трио», «Фортепианные трио эпохи романтизма» и «Все произведения Бетховена». Как исчерпывающие монографии предстали вечера, посвященные Моцарту, Шуберту, Мендельсону, Брамсу, Рахманинову, Шостаковичу.

Особую ипостась деятельности ансамбля составляет его содружество с современными композиторами. Александр Чайковский, в частности, говорит:

Искусству моих друзей, артистов Московского трио, я обязан обращением к новому для меня жанру фортепианного трио.

Им посвящены и ими впервые исполнены композиции А. Николаева, М. Чулаки, Э. Лазарева, Ю. Буцко, В. Гроховского, И. Голубева. Последний заметил:

Московское трио — содружество ярких индивидуальностей, умеющих подчинить себя единой музыкальной идее. В знак высокой оценки мастерства музыкантов, в благодарность за их чуткое, бережное воплощение авторского замысла я и посвятил сочинение этому выдающемуся ансамблю.

К своему юбилею, что проходит в Малом, Рахманиновском и Большом залах консерватории, музыканты подготовили триптих концертов, программа которых говорит сама за себя.

Фестивальный дебют в Малом зале 15 декабря в точности повторил программу, с которой в свое время трио стартовало. Как некое драматическое откровение прозвучало изумительное по музыке Трио №1 Льва Книппера, созданное в 1967 году — за год до рождения ансамбля-юбиляра — и посвященное Татьяне Гайдамович. А открывшее второе отделение Трио до мажор Моцарта, написанное ровно 220 лет назад, запомнилось слушателям изысканностью красок и тем, что принято называть высокой стильностью исполнения.

В тот вечер перед слушателями предстали и два великих произведения, родившихся в ХХ столетии: Трио М. Равеля и Трио Д. Шостаковича «Памяти И. И. Соллертинского». Они разделены дистанцией в 30 лет и создавались в периоды гигантских социальных катаклизмов — Первой и Второй мировых войн. Обе масштабные четырехчастные композиции включают как важнейшее драматургическое звено пассакалию.

В Трио Равеля, завершавшем первое отделение, изысканность звуковых красок, тонкие переходы от туттийной фактуры к дуэтным построениям или монологам солистов, свобода и выверенность темпоритмических построений — все было подчинено главному: воплощению удивительной романтической возвышенности и глубины этого шедевра.

Венчавшее концерт Трио Шостаковича изначально оказалось шире своей мемориальной направленности. Гениальная музыка этого сочинения — не только дань памяти умершему огромному другу, но и звуковой монумент жертвам фашизма и войны. Образно-смысловую антитезу пассакалии и финала, идущих без перерыва, исполнители воплотили с истинным симфоническим размахом: неистовый пляс смерти как бы преодолевался наплывом темы пассакалии и постепенным истаиванием многозначной основной темы финала.

Бессмысленно пытаться выразить в словах тот огромный эмоциональный заряд, что был подарен слушателям первой юбилейной программы. В тот декабрьский вечер в Малом зале консерватории равнодушных не было.

13 января в концерте с Камерным оркестром Московской консерватории участники «Московского трио» выступали как солисты, исполнив каждый по Концерту Гайдна (виолончельный, скрипичный и фортепианный). Это был настоящий праздник музыки венского классика. В интерпретации А. Бондурянского, В. Иванова, М. Уткина ощущалась верность стилю, но без малейшего намека на «мумификацию». Слушатели ощутили живой ток музыки, делающий ее современной и спустя два века, после ухода из жизни композитора.

Во втором отделении «Московское трио» выступало единым солистом в Концертино Б. Мартину для фортепианного трио и струнного оркестра. Это сочинение, весьма непростое для исполнения, прозвучало ярко, увлеченно, покорив аудиторию тонкой изысканностью и захватывающим темпераментом музыки и интерпретации. Достойными партнерами солистов предстали дирижер Феликс Коробов и возглавляемый им Камерный оркестр Московской консерватории.

Юбилейную триаду концертов «Московского трио» завершит симфоническая программа в Большом зале 15 марта. Здесь можно будет услышать тройные концерты А. Чайковского, А. Казеллы (московская премьера) и Л. Бетховена, которые ансамбль-юбиляр исполнит с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Светланова под управлением Марка Горенштейна. А впереди — новые открытия уникального коллектива-долгожителя, который хочется поздравить с замечательными художественными свершениями и пожелать новых творческих радостей во всех их замечательных ипостасях.

Профессор Е. Б. Долинская
Опубликовано в газете «Российский музыкант», февраль 2009

2 комментария на “В зените мастерства: к 40-летию «Московского трио»”

adriana 26 сентября 2009 в 09:09

ELENA BORISOVNA KAK VSEGDA- ISKRENNE
VOSTORZENA! DA I KAK NE SOGLASIT’SA?
ONA PRVA. I NAPISANO VELIKOLEPNO!
ONA VSEGDA BYLA UMNITSEJ, DAZE KOGDA PROFESSOROM NE BYLA.
SPASIBO ZA PUBLIKATSIJU!

Грачья Арутюнян 28 апреля 2010 в 03:22

От души поздравляю Московское Трио с грандиозным юбилеем! Дальнейших успехов!

Проф. Грачья Арутюнян

Откликнуться