Портреты

Интервью с Людгером Ломанном //

3 марта 2009 / Комментариев нет / Личности

С 18 по 30 марта 2009 года в Московской консерватории пройдет IX Московский международный органный фестиваль. Он откроется мастер-классами и органным концертом в Малом зале консерватории доктора, профессора Людгера Ломанна (Ludger Lohmann, Штутгарт). В преддверии его приезда в Москву, с господином Ломанном об органной музыке и тенденциях современного органного исполнительства побеседовал Константин Волостнов.

Господин Ломанн, Вы часто принимаете участие в работе жюри самых престижных и крупных международных органных конкурсов. Что Вы можете сказать о современном органном исполнительстве?
Можно выделить два пути исполнения. Первый — когда музыкальные идеи становятся максимально естественными. Здесь важно попытаться понять, что автор хотел выразить своей музыкой, постоянно соответствовать его музыкальным идеям и постараться быть интерпретатором этих идей. А второй путь, который становится сейчас, к сожалению, всё более популярным — исполнять не то, что хотел автор, а себя.

Далее…

Путь созидания и преемственности: А. С. Соколов //

18 февраля 2009 / Комментариев нет / Жизнь консерватории, Личности

А. С. Соколов10 февраля и. о. ректора профессор А. С. Соколов дал интервью консерваторской газете «Российский музыкант».

Уважаемый Александр Сергеевич! В бытность Вашу ректором Московской консерватории мы неоднократно беседовали с Вами на страницах нашей газеты, информируя коллектив о важнейших проблемах консерваторской жизни, коих всегда было в избытке. Какие первостепенные задачи стоят перед консерваторией сегодня — и на ближайшее время, и на перспективу?

Сейчас главное — преемственность тому курсу, который был выбран консерваторией в начале нынешнего столетия. Потому что в 2001 году, когда я стал ректором, мы очень многое изменили. Мы ушли от периода, который сейчас уже можно назвать «смутным временем» в истории Московской консерватории: это — 90-е годы. В 90-е годы консерватория очень много потеряла и в своем престиже, авторитете, и в атмосфере, и в материальном плане, потому что в эти годы мы утратили многие здания и по улице Герцена, нынешней Большой Никитской, и по Кисловским переулкам. Тогда управление консерваторией довело ее до кризиса, что закончилось судебным процессом, где на первый план вышла афера с переводом валюты, полученной за работу с иностранными студентами, в швейцарский банк. Эти выявленные в судебном порядке факты дали обоснование для решения тогдашнего Министра отстранить ректора от занимаемой должности. Такое наследие 90-х годов мы имели.

Далее…

Незабываемая встреча: Васил Казанджиев //

5 февраля 2009 / Комментариев нет / Личности

Васил КазанджиевЧто мы знаем о современной болгарской музыке? Когда я говорю «мы», я имею в виду среднестатистического музыканта, имеющего представление о Пендерецком и Лютославском, о Ноно и Берио, о том, что они являются представителями своих национальных школ. Но, видимо, пословица «Курица — не птица, Болгария — не заграница» спроецировалась и на наше представление о болгарских композиторах, творчество которых воспринимается как нечто периферийное и не заслуживающее особого внимания. А жаль!

И вот, решив устранить дистанцию между болгарскими композиторами и своим представлением о них, я решил лично познакомиться с Василом Казанджиевым — крупнейшим деятелем современной музыкальной культуры Болгарии. Узнать о нем на русском языке можно следующее: Казанджиев — выдающийся дирижер, педагог, композитор, автор многочисленных камерно-инструментальных и симфонических сочинений… «Что скрывается за этими определениями?» — этот вопрос волновал меня так же, как вопрос, кто скрывается за дверью квартиры в Софии, перед которой я стою, нажав кнопку звонка.

Далее…

Творческое крещендо //

29 января 2009 / Комментариев нет / Концерт, Личности

Юлия Туркина и Александр ЗагоринскийОсенью 2008 г. в Рахманиновском зале состоялся концерт, приуроченный к 70-летию американского композитора Джона Эпплтона, большого поклонника русской музыки и наших отечественных музыкантов. Творческая связь Московской консерватории и Д. Эпплтона, которого считают пионером электронной музыки, создателем разножанровых произведений для электронных инструментов, развивается и крепнет на протяжении многих лет. Но самой сильной точкой притяжения для американского композитора являются выдающиеся русские исполнители классической музыки, и прежде всего – народная артистка России профессор Ю. А. Туркина. Ее по праву можно назвать главным концертантом музыки Д. Эпплтона: в ее исполнении прозвучали трехчастная соната для скрипки и фортепиано (2007), четырехчастная соната для виолончели и фортепиано (2005), два концерта для фортепиано с оркестром, один из которых – «Большой концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и камерного оркестра» (2008) – сочинен для Юлии Андреевны и по ее заказу. 16 октября состоялась его мировая премьера.

Далее…

Огонь самоотдачи //

22 января 2009 / Комментариев нет / Личности

Владислав Геннадиевич Соколов28 декабря 2008 г. (15 декабря — по старому стилю) исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного хорового дирижера, народного артиста СССР, педагога, композитора, музыкально-общественного деятеля, лауреата Государственной премии РФ имени Глинки, лауреата премии Ленинского комсомола, профессора и заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории В. Г. Соколова (1908-1993).

Имя Владислава Геннадиевича неразрывно связано с Московской консерваторией, в стенах которой он учился и впоследствии учил более шестидесяти лет. Артист, дирижер, мастер хора, человек высочайшей культуры и энциклопедических знаний, общественный деятель и плодовитый композитор, добрый наставник и мудрый педагог — все это сплавилось в нем цельно, объемно и продуктивно.

Далее…

«Мы играем музыку самых разных стилей» //

13 января 2009 / Комментариев нет / Интервью, Коллективы

Оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории был создан немногим более года тому назад. Но, несмотря на этот небольшой срок, он успел проявить себя не только в учебном процессе факультета, но и в концертной жизни столицы, приняв участие во многих творческих проектах консерватории. Программы, сыгранные оркестром, поражают широким временным и стилевым  диапазоном: Моцарт и Прокофьев, Малер и Пуленк, Форе и Р. Леденев, Бетховен и К. Караев, Сен-Санс и музыка современных молодых композиторов… С коллективом выступали А. Рудин и В. Иванов, Т. Алиханов и Я. Кацнельсон, И. Гаврыш и Н. Петров, Н. Борисоглебский и С. Антонов, А. Викторова и А. Шишляев и другие известные солисты. И, конечно, столь быстрому становлению и профессиональному подъему оркестр обязан прежде всего своему художественному руководителю и главному дирижеру – Анатолию Абрамовичу Левину, который любезно согласился рассказать о своем коллективе.

Далее…

У «Трибуны молодого журналиста» — юбилей! // , ,

11 января 2009 / Комментариев нет / В череде событий, Жизнь консерватории, Юбилеи

Дорога длиною в десять лет

«Трибуне» – нашей Трибуне! – десять лет. Всем десятилетним трибунтовщикам и трибунтовщицам – сердечный музыкально-журналистский привет с пожеланием долгих лет печатной жизни, сил и здоровья «бунтовать» и оставаться подольше молодыми!

Что такое десять лет: много или мало? Для тех из нас, кто начинал делать газету в конце 1990-х, для нынешних тридцатилетних, возраст «Трибуны» – не абстрактное число, а прожитая вместе с газетой треть собственной жизни. Молодым авторам «Трибуны» сложно представить сейчас, что далеко не все студенты консерватории могли тогда, десять лет назад, похвастаться собственным компьютером, а пользование ресурсами интернета вовсе не было повсеместным и само собой разумеющимся. В 1998 году ни у кого из нас, студентов-третьекурсников, не было мобильного телефона, мы не знали, что такое sms, и большинство из нас никогда не бывало за границей. Я смотрю на нас тогдашних моими сегодняшними глазами и вижу, что мы были, наверное, наивнее многих наших сверстников из поколения нулевых. Но без этой наивности, без нашей искренней веры в то, что созданием газеты мы действительно можем что-то изменить в нашей музыкальной жизни, у нас ничего бы, наверное, не получилось.

Далее…

Питер Филлипс в Московской консерватории //

29 декабря 2008 / Комментариев нет / В череде событий, Личности

Питер Филлипс
Питер Филлипс

С 20 по 22 ноября Московская консерватория принимала у себя в гостях Питера Филлипса (Peter Phillips). Для поклонников старинной музыки его приезд стал едва ли не главным музыкальным событием минувшей осени! П. Филлипс — основатель и руководитель прославленного вокального ансамбля «The Tallis Scholars», которому уже больше 30 лет, исследователь полифонической музыки Ренессанса, автор книг, посвященных музыке этого периода (а также, к слову, и кулинарных книг), директор музыки Мертон-колледжа в Оксфорде, культовый персонаж для любителей и знатоков старинной музыки. Его трехдневный визит включал мастер-классы, концерт с участием вокального ансамбля «Интрада», а также лекцию, посвященную английской музыке эпохи Возрождения.

Главными героями лекции были композиторы, а по совместительству и певцы Английской Королевской капеллы XVI века. Питер артистичным рассказом переместил публику почти на полтысячелетия назад и с некоторым огорчением заметил, что, дирижируй он Королевской капеллой в ту эпоху, среди певцов в подчинении у него находились бы Т. Таллис, У. Берд, Т. Томкинс… Рассказ об особенностях полифонических сочинений этих композиторов сопровождался превосходными записями «The Tallis Scholars», передающими самый дух музыки. В числе прочего было показано удивительное сочинение — 40-голосный мотет Таллиса, в честь которого и назван ансамбль.

Далее…

Человек Возрождения //

24 декабря 2008 / Один комментарий / Юбилеи

Наталья Александровна СимаковаЗнакомство с многогранным творчеством профессора кафедры теории музыки Наталии Александровны Симаковой началось для меня задолго до консерватории, когда в мои руки случайно попала книга «Вокальные жанры эпохи Возрождения». На ее страницах вдруг явственно ожил и зазвучал во всем богатстве и многоцветии незнакомый до того музыкальный мир.

Уже много позднее, когда мне посчастливилось попасть к Наталии Александровне на курс полифонии, я никак не могла поверить очевидному: каким образом вместо иссушенной многолетними пребываниями в пыльных архивах femina theorica автором той книги вдруг оказалась необыкновенно живая и обаятельная женщина, обладающая природным изяществом и утонченным вкусом во всем? Поразила необычайная цельность ее натуры: казалось, будто Наталия Александровна сама была как бы гармоничным «продолжением» тех шедевров, о которых столь увлекательно рассказывала. Сразу стало понятно, что только у такого автора могли ожить и зазвучать далекие от нас творения прошлого, поскольку в науке ее интересует не просто summa ratio, конечный результат исследований, но и путь к нему, а главное – сама музыка как художественное явление. И, пожалуй, самое необычное для большого ученого – это горячее желание увлечь открытыми ею сокровищами других.

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 5 6 7 Вперед