Интервью

Вячеслав Щуров: в поле и дома //

7 мая 2009 / Комментариев нет / Интервью, Личности

Вячеслав Щуров
Вячеслав Щуров. Фото Алексея Паршина

Вячеслав Михайлович Щуров — профессор Московской консерватории, один из крупнейших российских фольклористов, автор монографий «Южнорусская песенная традиция», «Стилевые основы русской народной музыки», «Жанры русского музыкального фольклора» (часть первая и часть вторая). С Вячеславом Михайловичем беседовал Дмитрий Смирнов; интервью было впервые опубликовано в журнале «Музыкальная академия», 2008 № 2.

Вячеслав Михайлович, что привело Вас к изучению музыкального фольклора? Каковы Ваши первые музыкальные впечатления? Каков пройденный Вами путь музыканта-фольклориста?

К изучению музыкального фольклора меня привела вся моя жизнь. Я родился в семье, которая принадлежала к духовному сословию. Мои прадеды были священниками. Дед — директором школы слепых, бабушка — учительницей. Мой двоюродный дядя — диакон — единственный в семье, кто был причастен к церковному культу. Два других дяди пели в хоре А. В. Свешникова. Мать не имела музыкального образования, но у нее был хороший слух и красивый голос (она пела во Владимирском храме, участвовала в любительских хорах). Мы с матерью часто, гуляя по лесу, пели дуэтом — это была наша семейная традиция.

Далее…

Ильхан Мимароглу: Потерянное и найденное //

29 апреля 2009 / Комментариев нет / Интервью, Переводы

Ильхан Мимароглу, фото Давида ГараИльхан Мимароглу — турецко-американский композитор, один из наиболее значимых авторов ХХ века в области электронной музыки. В 2002 году ему исполнилось 75 лет, и его юбилей отмечался в Стамбуле серией концертов, конференций и выставок.

Это интервью было взято у И. Мимароглу непосредственно перед юбилеем, в конце 2001 года в Нью-Йорке.

С музыкой Ильхана Мимароглу можно ознакомиться в Энциклопедии fragilité.

7REWIND

Манхэттэн, Мидтаун. Для многих людей в нем сконцентрирована суть Нью-Йорка с его богатыми торговыми центрами, невероятными бродвейскими мюзиклами, уходящими ввысь небоскребами и нереальной Таймс-сквер. В этот холодный предрождественский день, несмотря на все торговые безумства, я добираюсь до западной стороны города, района, неловко называемого «Кухней Ада». Я встречаю Ильхана Мимароглу, эксцентричного человека с множеством визиток: композитор Мимароглу, писатель Мимароглу, продюсер радиопрограмм Мимароглу, фотограф Мимароглу.

Проясним сразу одну вещь…

«Мы играем музыку самых разных стилей» //

13 января 2009 / Комментариев нет / Интервью, Коллективы

Оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории был создан немногим более года тому назад. Но, несмотря на этот небольшой срок, он успел проявить себя не только в учебном процессе факультета, но и в концертной жизни столицы, приняв участие во многих творческих проектах консерватории. Программы, сыгранные оркестром, поражают широким временным и стилевым  диапазоном: Моцарт и Прокофьев, Малер и Пуленк, Форе и Р. Леденев, Бетховен и К. Караев, Сен-Санс и музыка современных молодых композиторов… С коллективом выступали А. Рудин и В. Иванов, Т. Алиханов и Я. Кацнельсон, И. Гаврыш и Н. Петров, Н. Борисоглебский и С. Антонов, А. Викторова и А. Шишляев и другие известные солисты. И, конечно, столь быстрому становлению и профессиональному подъему оркестр обязан прежде всего своему художественному руководителю и главному дирижеру – Анатолию Абрамовичу Левину, который любезно согласился рассказать о своем коллективе.

Далее…

Музыка – это все, что звучит //

25 декабря 2008 / Один комментарий / Интервью

Джулиус Уильямс
Джулиус Уильямс

В ноябре 2008 года Московскую консерваторию посетили и дали мастер-класс композиторы из всемирно известного музыкального колледжа Беркли (Berklee College of Music, Бостон): Джулиус Уильямс (Julius Williams), Джозеф Смит (Josef Smith) и Елена Русанова-Лукас.

В Беркли учат музыке, не ведающей понятий высокого и низкого стиля. Для сравнения – многие направления современного искусства в курсах Московской консерватории либо вовсе отсутствуют, либо имеют статус факультатива. Сейчас бостонский колледж занимает первое место в области подготовки музыкантов нового поколения – где джаз, популярная, академическая и киномузыка прекрасно уживаются под одной крышей. Для этого учебного заведения как нельзя лучше подходит определение: «музыка – это все, что звучит».

Джулиус Уильямс, представлявший кафедру академического сочинения, в ходе мастер-класса показал, что и популярное, и джазовое направления ему знакомы не понаслышке. Его творческая биография связана с множеством стилей и параллельных дорог, о которых не без юмора поведал он сам. Джозеф Смит – в первую очередь кинокомпозитор – на мастер-классе поделился с присутствующими некоторыми тонкостями музыкальной составляющей киноиндустрии, в разработанности которой с Америкой вряд ли можно тягаться. Елена Русанова-Лукас сделала прекрасный синхронный перевод с английского и дала ценные комментарии в ходе интервью, которое провели корреспонденты «РМ» студенты Константин Рычков и Анна Стрельникова. Предлагаем эту беседу вниманию читателей.

Далее…

«Сцены из действительной жизни» В. Г. Тарнопольского //

5 декабря 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 8, Интервью

mt8Предлагаемое интервью ставит своей целью подчеркнуть некоторые особенности содержательной стороны «Сцен из действительной жизни», объяснение автором индивидуального замысла сочинения, отношение к общим проблемам современной композиции. Автор выражает благодарность «Центру современной музыки» и, особенно, В. Г. Тарнопольскому за помощь и предоставленные материалы. Запись сделана 6 декабря 2001 г.

Данное интервью является приложением к статье О. Бочихиной «Seine propre harmony (из действительной жизни Владимира Тарнопольского)», посвященной сочинению В. Г. Тарнопольского «Сцены из действительной жизни». Статья и интервью опубликованы в сборнике «Musica theorica-8».

Далее…

«Весь XX век прошел на моих глазах»: Георгий Сальников //

6 ноября 2008 / Комментариев нет / Интервью, Юбилеи

12 июля 2008 года исполнилось 85 лет одному из старейших профессоров Московской консерватории — композитору, заслуженному деятелю искусств России, кандидату искусствоведения Георгию Ивановичу Сальникову. В связи с предстоящим 9 ноября его юбилейным концертом Михаил Пучков поговорил с Георгием Ивановичем о его жизненном и творческом пути и о сочинениях, которые прозвучат на концерте.

Георгий Иванович, Ваша жизнь — огромная часть истории России. Как Вы, автор таких сочинений, как Сказание о Храме Христа Спасителя и Ода на 1000-летие Крещения Руси, оцениваете её теперь, в связи с произошедшими политическими и религиозными переменами?
Я прожил большую, насыщенную событиями жизнь — почти весь XX век прошел на моих глазах. Я был свидетелем периода чудовищных сталинских репрессий, во время которых уничтожили огромное число ни в чем не повинных людей, среди них и моих близкие. Да и последующие годы тоже были не самыми лёгкими. Наконец, уже в конце XX века наступила новая эпоха в связи с появлением Б. Н. Ельцина, первого избранного народом президента, восстановившего Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя разрушили в 31-м году, когда мне было всего 8 лет. Я видел своими глазами, как этот храм был разрушен. Я около него гулял. Мои родители были верующими и как-то водили меня в этот храм, я видел, как там проходили службы — это было огромное впечатление.

Далее…

Человек танцующий //

1 октября 2008 / Комментариев нет / Балет, Интервью

Ян Годовский в роли Шута. Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина (Большой театр)
Ян Годовский в роли Шута. Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина (Большой театр)

Интервью было взято у Я. Годовского в 2006 году, но по разным причинам так и не было полностью опубликовано; сокращенная версия вышла в газете «Линия» №8 за 2006 год (приложение к журналу «Балет»). К сожалению, многие интересные подробности (в том числе музыкальные) тогда остались за кадром.

Ведущий солист балетной труппы Большого театра Ян Годовский относится к той категории артистов, на которых не только приятно и интересно смотреть на сцене, но которых не менее приятно и интересно слушать. Если его танец отличается уверенностью, чистотой и прекрасным чувством стиля, то его манера общения покоряет искренностью, непредвзятостью взглядов и желанием мыслить.

Далее…

Кшиштоф Пендерецкий в Москве //

20 марта 2008 / Комментариев нет / Интервью, Юбилеи

ПендерецкийВ конце февраля Москву посетил Кшиштоф Пендерецкий. Признанный еще в 2000 году «Лучшим живущим композитором» (Midem Classic, Канны), величайший музыкант современности в году нынешнем встречает свое 75-летие.

Юбилей  К. Пендерецкого будет широко отмечаться во всем мире. Фестивали его музыки пройдут не только на родине, в Варшаве и Кракове, но также в Армении, Венесуэле, Китае, Корее… В это международное движение включилась и Москва. 27 февраля в Рахманиновском зале состоялся юбилейный концерт, организованный Центром современной музыки Московской консерватории совместно с Польским культурным центром, целиком посвященный камерной музыке К. Пендерецкого. В зале присутствовал сам автор, посол Польши с сопровождающими лицами, ректор проф. Т. А. Алиханов, который объявил о присуждении выдающемуся польскому музыканту звания почетного профессора Московской консерватории. Вел концерт проф. В. Г. Тарнопольский.

Далее…

«Снегурочка, пришла твоя пора…» //

22 февраля 2008 / Комментариев нет / Интервью, Опера

Якупов и певцы. Фото Полины Арцис

В конце прошлого года оперный театр Московской консерватории дал в Вильнюсе два спектакля «Снегурочки» Римского-Корсакова (дирижер — проф. А. Якупов, режиссер — проф. Б. Персиянов, художник — В. Хархалуп). В самом большом филармоническом зале литовской столицы впервые в Вильнюсе звучала одна из самых поэтичных опер великого русского композитора. Молодые консерваторские певцы — Д. Зыкова (Снегурочка), А. Ковалевич (Лель), Е. Кузнецова (Купава), В. Автомонов (Мизгирь), А. Архипов (Мороз), М. Нерабеева (Весна) и др., хор и оркестр театра во главе с дирижером имели большой и заслуженный успех.

Далее…

Страницы: 1 2 Вперед