Портреты

Моя жизнь с технологиями. Часть вторая //

26 ноября 2008 / Комментариев нет / Личности, Музыка современности, Переводы

Статья одного из самых известных современных композиторов — Стива Райха, в которой он рассказывает о своем творческом пути сквозь призму технологий — тех, которые были вокруг него, формируя его композиторские взгляды, и тех, которые он использовал при создании своей музыки. Вторая половина статьи охватывает период от известнейшей пьесы Piano phase через Drumming, Tehillim и Макинтоши до начала 90-х. Читайте также первую половину статьи (от детства до знаменитых It’s gonna rain и Come out).

1967–1970

Piano phase

Вскоре после завершения Come out я стал подумывать о написании живой инструментальной музыки. К несчастью, мне тогда казалось немыслимым, чтобы два человека могли исполнить тот последовательный процесс фазового сдвига — ведь изобретен он был и предназначался для магнитофонов. С другой стороны, я не мог придумать ничего более интересного для живых инструментов, чем фазовый сдвиг. В результате в конце 1966 года я записал короткий повторяющийся паттерн, сыгранный на фортепиано, закольцевал его и затем попытался играть вместе с этим лупом, как будто я был вторым магнитофоном. К моему удивлению, я, хоть и не достигая совершенства машины, все же смог достаточно к нему приблизиться; одновременно я получал удовольствие от полностью нового и очень радостного способа игры, который был полностью разработан заранее и уже свободен от письменной нотации, давая мне возможность полностью погрузиться во время игры в слушание.

Далее…

Нами руководит гармония //

25 ноября 2008 / Комментариев нет / Личности

«Трактат о гармонии» Жана-Филиппа РамоОсенью этого года французский музыкальный мир праздновал знаменательную дату — 325 лет со дня рождения композитора и теоретика музыки Жана-Филиппа Рамо. Это событие без преувеличения можно отнести к разряду значимых не только для Франции, но и для всей европейской музыкальной культуры.

Жан-Филипп Рамо — один из редких примеров сочетания выдающихся дарований композитора и, одновременно, музыкального ученого. Если музыку Рамо мы еще можем слышать, то о второй области его деятельности в нашем Отечестве известно очень мало. Однако его научные достижения можно назвать базовой основой современной науки о гармонии и результаты Рамо-ученого не утратили своей актуальности и по сей день. Более того, в педагогическую практику прочно вошли его открытия, ныне кажущиеся извечными, такие, как обращение аккордов, как осознание функциональных взаимосвязей аккордов мажорно-минорной системы, доныне не исчерпавших своих возможностей. Зарубежное теоретическое музыкознание уже давно признало огромные заслуги Рамо как основоположника нового европейского учения о гармонии и тональности.

Далее…

Соц-арт в багровых тонах //

18 ноября 2008 / Комментариев нет / Концерт, Личности, Фестивали

Имя Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953) в широких музыкантских кругах известно не очень хорошо. Оно отсутствует в энциклопедиях и справочниках, даже в сети Интернет удается добыть о нем очень скудную информацию. Так что премьеру Камерной симфонии 22 сентября 2008 года на XI международном фестивале «Московский форум» можно считать открытием: перед московской публикой предстал яркий, самобытный художник. Его музыка ворвалась в зал подобно порыву свежего ветра.

Далее…

Концерт и мастер-класс Небойши Йована Живковича //

6 ноября 2008 / Комментариев нет / Встреча, Личности, Фоторепортажи

Концерт и мастер-класс Небойши ЖивковичаВ воскресенье, 26 октября 2008 года, в Рахманиновском зале консерватории состоялось замечательное событие — концерт и мастер-класс «Музыка для маримбы. Классический и авторский репертуар» сербского перкуссиониста и композитора Небойши Йована Живковича (Небоjша Jован Живковић / Nebojsa Jovan Zivkovic, Сербия, Германия). Мероприятие прошло при поддержке ООО «Ямаха Мюзик».

Зрители на концерте Небойши ЖивковичаЗал был полон. Собрались барабанщики со всей Москвы (и не только…): студенты и школьники, педагоги, оркестранты и просто любопытствующие.

Небойша ЖивковичНебойша Йован Живкович — сербский композитор и перкуссионист. Он изучал композицию, перкуссию и теорию музыки в Мангейме и Штутгарте, а сейчас преподает в европейских странах и в США. С 2003 г. Живкович заведует кафедрой ударных инструментов в университете города Нови-Сад.

Далее…

«Весь XX век прошел на моих глазах»: Георгий Сальников //

6 ноября 2008 / Комментариев нет / Интервью, Юбилеи

12 июля 2008 года исполнилось 85 лет одному из старейших профессоров Московской консерватории — композитору, заслуженному деятелю искусств России, кандидату искусствоведения Георгию Ивановичу Сальникову. В связи с предстоящим 9 ноября его юбилейным концертом Михаил Пучков поговорил с Георгием Ивановичем о его жизненном и творческом пути и о сочинениях, которые прозвучат на концерте.

Георгий Иванович, Ваша жизнь — огромная часть истории России. Как Вы, автор таких сочинений, как Сказание о Храме Христа Спасителя и Ода на 1000-летие Крещения Руси, оцениваете её теперь, в связи с произошедшими политическими и религиозными переменами?
Я прожил большую, насыщенную событиями жизнь — почти весь XX век прошел на моих глазах. Я был свидетелем периода чудовищных сталинских репрессий, во время которых уничтожили огромное число ни в чем не повинных людей, среди них и моих близкие. Да и последующие годы тоже были не самыми лёгкими. Наконец, уже в конце XX века наступила новая эпоха в связи с появлением Б. Н. Ельцина, первого избранного народом президента, восстановившего Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя разрушили в 31-м году, когда мне было всего 8 лет. Я видел своими глазами, как этот храм был разрушен. Я около него гулял. Мои родители были верующими и как-то водили меня в этот храм, я видел, как там проходили службы — это было огромное впечатление.

Далее…

Моя жизнь с технологиями. Часть первая //

5 ноября 2008 / Комментариев нет / Личности, Музыка современности, Переводы

Статья одного из самых известных современных композиторов — Стива Райха, в которой он рассказывает о своем творческом пути сквозь призму технологий — тех, которые были вокруг него, формируя его композиторские взгляды, и тех, которые он использовал при создании своей музыки. Первая половина статьи охватывает период от детства до знаменитых It’s gonna rain и Come out. Читайте также вторую половину статьи (от известнейшей пьесы Piano phase через Drumming, Tehillim и Макинтоши до начала 90-х).

В этой статье говорится о моем опыте в связи со звуковыми технологиями. Я познакомился с ними еще ребенком. Поскольку я родился в 1936 году, это означает радио и звукозапись.

1936-1960

Радио

Радиошоу, на которых я вырос — приключенческие, детективные, музыкальные и комедийные — явно заставляли только слушать. Визуальный контрапункт, если вообще такой был, должен был домысливаться. Не помню, чтобы я придумывал себе визуальные образы, когда слушал радиошоу. Я просто слушал, и этого было достаточно. К тому же времени, как у нас появился телевизор, я уже ходил в старшие классы, и времени на него оставалось мало. Это, возможно, не объясняет того, что я до сих пор не представляю себе в голове картинок, когда слушаю музыку, но по крайней мере добавляет небольшой штрих к общей картине. Зато это может объяснить то, что хотя я наслаждался записями Похождений повесы Стравинского (по сути, это единственная Большая Опера, которая мне нравится), у меня нет желания увидеть ее на сцене. Слушание дает мне все, что нужно.

Далее…

Личность Давида Ойстраха //

23 октября 2008 / Комментариев нет / Личности

Личность Давида Ойстраха исключительна и уникальна во всех отношениях. Один из величайших скрипачей ХХ века, он был также великолепным дирижером, выступавшим с самыми прославленными оркестрами мира — и в то же время вел один из лучших в мире скрипичных классов в стенах Московской Консерватории, куда съезжались самые талантливые студенты как со всего Советского Союза, так и из-за рубежа.

Трудно словами описать все великолепие его игры на инструменте. Здесь и феноменальное качество интонации, обаяние звука, филигранное техническое мастерство, безупречность вкуса и стиля, абсолютно убедительные, логически выстроенные художественные концепции различных сочинений.

Он один из немногих людей, кто любил музыку в себе, а не себя в музыке. Исполнял он И. С. Баха или Л. ван Бетховена — это был действительно Бах или Бетховен, а не способ покрасоваться собою перед публикой. И если мы хотим сейчас порекомендовать кому-то из наших студентов послушать то или иное сочинение как бы «в чистом виде», то есть в наиболее объективном исполнении, то это будет именно интерпретация Ойстраха. Он был очень гармоничной личностью, и все, что он делал, было проникнуто духом мудрости и классицизма.

Далее…

Музыка Фараджа Караева в Киеве

7 октября 2008 / Комментариев нет / Личности, Фоторепортажи

Восхищалась музыкой Фараджа Караева (и не только): Наталия Сурнина. …и только скромный автор остался за кадром, так и не выйдя на сцену, несмотря на жест дирижера, с максимально возможной точностью указывавший на местоположение композитора в зале :)

Далее…

«Она живет музыкой»… //

3 октября 2008 / Комментариев нет / В череде событий, Память

Ирина Эдуардовна Манукян22 августа этого года исполнилось бы 60 лет Ирине Эдуардовне Манукян.

Композитор, блестяще закончившая в 1973 году Московскую консерваторию по классу композиции профессора С. А. Баласаняна.

На протяжении всей жизни Ирина Эдуардовна работала во многих жанрах, находясь в постоянном поиске своей дороги, сочетавшей разные направления музыки XX века. Ее творчество впитало в себя все новое, опираясь при этом на традиции западноевропейской, русской и армянской музыкальных культур.

Творческое наследие Ирины Манукян включает симфонические, вокальные и фортепианные сочинения. Вся её музыка пронизана яркими образами, а вокальные пьесы отмечены тонкой работой со словом.

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 5 6 7 Вперед