Е. Г. Ворледж. Воспоминания дочери //

31 июля 2009 / Личности, Память

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Мраморная доска почета с именем Е. Г. Ворледж

В Московской консерватории напротив входа в Малый зал есть мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны имена выпускников, награжденных медалями. На одной из них, в составе XXXIV выпуска 1903 года, стоит имя обладательницы малой золотой медали Елизаветы Ворледж.

Глава первая

Ранние годы. Петербург 

Договор об обучении<br />
Е. Е. Ворледжа кузнечному делуДоговор об обучении Е. Е. Ворледжа кузнечному делу

Отец Елизаветы Георгиевны Ворледж, Егор Егорович Ворледж, родился в 1856 г. в Англии, в портовом городе Портсмуте в семье корабельного мастера. В возрасте 16 лет его отдали в подмастерья кузнецу, у которого он проучился 6 лет, став  специалистом по ковке тонких легких и изящных подков для беговых лошадей. На родине устроиться на работу было трудно, и поэтому Егор Егорович решил поехать с одной английской фирмой в далекую Россию, где должна была открыться кузнечная мастерская. Незадолго до отъезда в Петербург Егор Егорович женился на восемнадцатилетней девушке из небогатой многодетной семьи. В молодости она была очаровательной женщиной: стройная, грациозная, с тонкими правильными чертами лица, синими глазами и благородными манерами настоящей знатной леди. Сара-Джейн была прекрасной женой, матерью и отличной хозяйкой. Сразу же после свадьбы Егор Егорович с молодой женой уехали в Россию.

Кузнец Е. Е. ВорледжКузнец Е. Е. Ворледж

В 1883 г. родилась их старшая дочь, Лиззи. Малютка Джесси, родившаяся два года спустя, дожила лишь до пятилетнего возраста: она умерла от скарлатины. Если бы не это горе, счастье маленькой семьи можно было бы считать безоблачным. Егор Егорович — добрый, веселый человек, не унывающий ни при каких обстоятельствах, во всем видевший лишь хорошую сторону, неутомимый труженик на работе, прекрасный семьянин дома.  Сара-Джейн же всю себя отдавала семье. Таким образом, ранние годы Лиззи протекали в исключительно благоприятной для ребенка обстановке — в семье, где царили согласие и нежная привязанность.

Родители маленькой Лиззи отличались музыкальностью, что, без сомнения, сыграло большую роль в раннем развитии ее способностей к музыке. У ее матери был приятный голос и хороший слух; она не только знала множество песен, но и к любому мотиву могла тотчас подобрать второй голос. Лиззи сначала подпевала матери удивительно точно и чисто, а затем стала петь с ней знакомые мелодии на два голоса. Впрочем, еще до этих «дуэтных выступлений», почти в младенческом возрасте Лиззи обращала на себя внимание исключительным чувством ритма.

В воскресные и праздничные дни Егор Егорович любил гулять с семьей в городском саду или парке, где играла духовая музыка. Малютка Лиззи, едва научившаяся ходить и похожая на живую куклу в своем белом платьице, только заслышав звуки оркестра, начинала пританцовывать и махать ручонками с грациозной ритмичностью, привлекавшей внимание гуляющей публики.

Когда Лиззи было около шести лет, Егор Егорович купил себе гармонику и самостоятельно научился на ней играть. Однако вскоре на гармонике стала играть и Лиззи, подбирать знакомые ей мотивы, а годам к восьми совершенно освоила инструмент. В семейном архиве есть фотография маленькой Лиззи, сидящей с гармоникой в руках. По свободной позе и довольной улыбке маленькой музыкантши чувствуется, что она вполне спокойна и уверена в себе. Тут же с забавной мордочкой примостился верный друг семьи, пес Джек, с недоверием смотрящий на фотографа.

Лиззи в возрасте шести летЛиззи в возрасте шести лет
Лиззи в возрасте десяти летЛиззи в возрасте десяти лет

Этот Джек был одним из постоянно живущих четвероногих любимцев семьи. Егор Егорович очень любил животных, в особенности лошадей и собак. Последних он всегда держал, возился с ними, обучал их всевозможным фокусам, говоря, что это для него приятный отдых. Верные животные, конечно, платили ему пылкой привязанностью. Джек, например, бежал встречать его в час возвращения с работы, «приводил» его домой, мчался за домашними туфлями хозяина, приносил газету.

Сара-Джейн (Москва, 1985)Сара-Джейн (Москва, 1985)
Семейная группа. Сара-Джейн сидит с Лиззи, Егор Егорович с маленькой Джесси на рукахСемейная группа. Сара-Джейн сидит с Лиззи, Егор Егорович с маленькой Джесси на руках

Однажды, когда Лиззи играла на гармонике, ее игру услышал один старичок-музыкант, живущий в том же доме. Он заинтересовался даровитой девочкой, проверил ее музыкальные способности и заявил, что у ребенка абсолютный слух, «прекрасная рука», что ее нужно серьезно обучать игре на рояле, а гармошку «забросить», так как это только портит вкус.  При скромных средствах родителей серьезное обучение Лиззи музыке было проблемой, однако занятия начались. Лиззи стала брать уроки игры на рояле у профессора Н. М. Кривошеина, который пользовался репутацией прекрасного педагога, воспитавшего многих выдающихся пианистов того времени. Сам он окончил фортепианный класс Петербургской консерватории у профессора А. И. Виллуана — преподавателя А. Г. Рубинштейна. Н. М. Кривошеин дал Лиззи прекрасную музыкальную основу, и она очень успешно занималась под его руководством до самого отъезда ее родителей из Петербурга, то есть около двух лет. Профессор, очевидно, был доволен своей маленькой ученицей, о чем свидетельствует фотография, на которой Лиззи снята во всем великолепии распущенных волос и нарядного белого платья. Снимок был сделан после ученического концерта, в котором она участвовала: опытный педагог счел возможным показать ее после столь короткого срока обучения. В 1894 г. в связи с переездом в Москву фирмы, где работал Егор Егорович, вся семья перебралась туда же. На этом закончилась жизнь и раннее музыкальное образование Лиззи в Петербурге; лишь десять лет спустя, уже лауреаткой Московской консерватории, пришлось ей вновь посетить родной город.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Откликнуться