Балет

Пропуск в ХХ век //

6 марта 2009 / Комментариев нет / Балет, Концерт, Юбилеи

Антон ВебернПо инициативе и с участием профессора А. Б. Любимова 27 декабря в Малом зале консерватории прошел вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Антона фон Веберна (1883-1945). Любимов был первым в СССР исполнителем его фортепианных Вариаций ор. 27, и, вероятно, дата 27 декабря символически это отразила.

Сложный путь проделала музыка Веберна в музыкальной жизни России. Знакомили с его произведениями и Глен Гульд на знаменитой встрече в Малом зале (те же Вариации ор. 27), и Пьер Булез как дирижер — в Большом зале. Оказавшись «композитором для композиторов», он повлиял на творчество Э. Денисова, С. Губайдулиной, Р. Леденева, Д. Смирнова, Е. Фирсовой и некоторых более молодых авторов. А в большой концертной жизни занял довольно скромное место. Причем чаще других стали исполняться его ранние, доопусные сочинения, уравнявшись таким образом в правах с основными. В подобном ключе была выдержана и программа концерта.

Далее…

«Лебединое озеро»: разные взгляды на классику //

7 ноября 2008 / Комментариев нет / Балет, Видео по пятницам

В этот раз в рубрике «Видео по пятницам» — подробный рассказ Наталии Сурниной о самых разных постановках и вариантах классического русского балета — «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского. И, конечно же, видеозаписи этих постановок…

Многие десятилетия «Лебединое озеро» П. И. Чайковского сохраняет за собой статус самого популярного балета в мире. И уже мало кто помнит, — а кто не знал, тот и представить себе не может, — что 131 год назад, на премьере в Москве первое балетное детище Петра Ильича с треском провалилось. Примы-балерины отказались выступать в этом «сомнительном», на их взгляд, и непривычном спектакле, а балетная публика сочла музыку совершенно небалетной и непонятной. Главной виновницей провала была слабая хореография Юлиуса Рейзингера, который ставил балет в старых традициях, «не слыша» музыки. Чайковский очень переживал по этому поводу, хотя поклонники его личного таланта еще какое-то время ходили в театр специально для того, чтобы слушать музыку.

Далее…

Человек танцующий //

1 октября 2008 / Комментариев нет / Балет, Интервью

Ян Годовский в роли Шута. Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина (Большой театр)
Ян Годовский в роли Шута. Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина (Большой театр)

Интервью было взято у Я. Годовского в 2006 году, но по разным причинам так и не было полностью опубликовано; сокращенная версия вышла в газете «Линия» №8 за 2006 год (приложение к журналу «Балет»). К сожалению, многие интересные подробности (в том числе музыкальные) тогда остались за кадром.

Ведущий солист балетной труппы Большого театра Ян Годовский относится к той категории артистов, на которых не только приятно и интересно смотреть на сцене, но которых не менее приятно и интересно слушать. Если его танец отличается уверенностью, чистотой и прекрасным чувством стиля, то его манера общения покоряет искренностью, непредвзятостью взглядов и желанием мыслить.

Далее…

Ветер перемен //

22 января 2008 / Комментариев нет / Балет

Вечер американской хореографии
О генетическом родстве американской и русской хореографии сказано немало. У истоков современного американского балета стояли эмигранты из России — Михаил Фокин, Джордж Баланчин. Именно в Америке блестяще сложилась судьба русских танцовщиков — Михаила Барышникова, Александра Годунова и многих других. Но, несмотря на столь прочные родственные узы, американский балет довольно долго оставался неизвестным широкой российской публике — отдельные постановки в ведущих театрах, Мариинском и Большом, выглядят скорее как исключение.

Далее…