Восток

Индийская музыка: кратко //

6 апреля 2009 / Комментариев нет / Восток

Радх Шам ШармаЧто мы знаем об Индии и что вспоминаем, когда нас спрашивают об индийской культуре? Древние веды, целый пантеон богов, среди которых все знают только Кришну, индийское кино и священных коров… Хотя в последнее время европейцев все больше привлекают индийские музыкальные инструменты, за каждым из которых закреплена своя тайна и легенда… Попробуем разобраться. В этом нам поможет наш московский гуру — Радх Шам Шарма.

Самый древний ударный инструмент Индии — пакхáбадж. Упоминания о нем есть еще в священных текстах вед. По легенде его изобрел бог Ганéша и дал ему имя, которое на санскрите звучит как мариданг. Но монголы, пришедшие в Индию в XII веке, назвали его пакхабадж (судя по всему, индийцы спорить с ними не стали!). «Пакхабадж состоит из двух слов, — рассказывает Шарма, — пак и хавадж, которые переводятся как «сторона» и «звук». А чтобы звук был более глубоким, на одну из сторон налепляют ату (подобие теста). Каждый удар на пакхабадже имеет свое название».

О пакхабадже и многом другом…

Музыка шелка и бамбука //

22 января 2008 / Комментариев нет / Восток

Музыка шелка и бамбукаТак в классической китайской музыке называется дуэт цитры гуцинь и флейты сяо. Гуцинь (семиструнный цинь) — это древнейший инструмент, который олицетворяет собой китайскую музыку. Сам иероглиф «музыка» (юэ) состоит из частей «шелк», «белый» и «дерево», то есть «белый шелк, натянутый на дерево» — струны циня всегда шелковые. Этот инструмент связан и с политикой, и с религией, и с философией, и с историей, и с поэзией. Традиция игры на гуцине предполагает только сольное звучание цитры.

Далее…

Сокровенный мир //

23 ноября 2007 / Комментариев нет / Восток

6 октября [2007 г.] в Конференц-зале в рамках IX Международного музыкального фестиваля «Душа Японии» состоялась встреча с исполнительницей на японской лютне сямисэн Ямао Мая. Несмотря на свой молодой возраст, она в совершенстве владеет двумя разными традициями игры на сямисэне: нагаута-сямисэн и окинава-сансин. Сямисэн и сансин — два различных вида лютни сямисэн.

Один из этих инструментов — сансин (именно он в руках Ямао на фото) — инструмент из королевства Рюкю, которое оставалось обособленным до захвата его Японией в XIX веке. После этого Рюкю было переименовано в Окинаву, а сансин стал достоянием общеяпонской музыкальной культуры. Сам инструмент, как и его название, родственен китайской лютне сансянь, на верхнюю деку которой тоже натягивается змеиная кожа.

Далее…

Японская осень //

22 ноября 2007 / Комментариев нет / Восток

В 2007 году в консерватории проходит уже девятый фестиваль «Душа Японии». Очень приятно, что на сей раз его почтили своим присутствием ведущие педагоги и основатели движения японской классической музыки в Москве. Я говорю о г-же Кэйко Ивахори, г-не Кохэй Симидзу и г-не Хикару Саваи.

На концертах фестиваля обычно выступают известные музыканты из разных городов Японии, но именно этих участников организаторы ожидали с особым нетерпением. Г-н Хикару Саваи — действующий глава школы Тадао Саваи Сокеку-Ин, а г-жа Кэйко Ивахори является одним из крупнейших педагогов этого учебного заведения. Под ее руководством в московском отделении школы «выросли» все музыканты-исполнители на японских классических инструментах — цитре кото и лютне сямисэн. В этот приезд «сэнсэи» (по-японски — учителя) радовали зрителей слаженным и высоко профессиональным исполнением, а студентов — занятиями. Их личное участие дало новый импульс для самостоятельной работы, столь необходимый при обучении на таком расстоянии.

Далее…

Жемчужина Востока //

21 ноября 2007 / Комментариев нет / Восток, Личности

Масуд ХабибиГод назад мне посчастливилось побывать на концерте традиционной иранской музыки и вживую услышать искусство Масуда Хабиби — одного из самых известных мастеров игры на дафе, персидском ударном инструменте.

Высокий мужчина плотного телосложения с черными кудрями и густой бородой походил на персидского воина, подобно тем, которые изображены на барельефах дворца империи Ахеменидов в Персеполе. На встрече со студентами Московской консерватории Хабиби рассказал о происхождении дафа и познакомил с разнообразными приемами игры.

Далее…

Гуруджи //

20 мая 2007 / Комментариев нет / Восток

Анил ДикшитКак всем известно, в Московской консерватории действует Центр «Музыкальные культуры мира», и у всех желающих есть возможность с ними ознакомиться. В числе прочих возможностей — класс игры на табла, традиционных индийских барабанах. Мне и моей однокурснице Ксении Ноговицыной посчастливилось почти 2 года учиться игре на табла у замечательного человека — гуруджи Анила Дикшита.

Анил Дикшит, преподаватель Культурного центра им. Джавахарлала Неру, родился в 1974 году в музыкальной семье. С раннего детства начались интенсивнейшие занятия на табла под руководством отца, одного из лучших таблистов пандита Ман Мохана Сингха, известного мастера Азрара-гхараны (школа исполнительского мастерства). Уже в 14 лет Анил Дикшит начал выступать с сольными концертами и сейчас по праву признан одним их лучших солистов Всеиндийского радио. Кроме того, будучи прекрасным ансамблистом, мастер выступает с вокалом, струнными или духовыми инструментами.

Далее…