Индийская музыка: кратко //

6 апреля 2009 / Восток

Радх Шам ШармаЧто мы знаем об Индии и что вспоминаем, когда нас спрашивают об индийской культуре? Древние веды, целый пантеон богов, среди которых все знают только Кришну, индийское кино и священных коров… Хотя в последнее время европейцев все больше привлекают индийские музыкальные инструменты, за каждым из которых закреплена своя тайна и легенда… Попробуем разобраться. В этом нам поможет наш московский гуру — Радх Шам Шарма.

Самый древний ударный инструмент Индии — пакхáбадж. Упоминания о нем есть еще в священных текстах вед. По легенде его изобрел бог Ганéша и дал ему имя, которое на санскрите звучит как мариданг. Но монголы, пришедшие в Индию в XII веке, назвали его пакхабадж (судя по всему, индийцы спорить с ними не стали!). «Пакхабадж состоит из двух слов, — рассказывает Шарма, — пак и хавадж, которые переводятся как «сторона» и «звук». А чтобы звук был более глубоким, на одну из сторон налепляют ату (подобие теста). Каждый удар на пакхабадже имеет свое название».


Игра на пакхабадже

У индийцев свои способы игры со звуком. И подходят они только для индийских инструментов. Рядом с инструментом всегда лежит молоток, таким интересным способом они настраивают инструмент. В XIV веке, во времена правления короля Аллаутдина Кильди, жили два профессиональных исполнителя на пакхабадже. Они все время соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников потерпел поражение и, не выдержав этой горечи, ударил свой пакхабадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившись в дая — малый барабан и бая — большой барабан. Так родился новый инструмент — таблá. С тех пор пакхабадж называют «мамой» этого инструмента.

Табла — обязательный участник всех концертов и праздников в Индии. Он часто солирует в ансамбле индийских инструментов, который состоит из гармоники, тампуры, сарода, причем композиции иногда могут длиться до нескольких часов. В ансамбле исполнители всегда взаимодействуют друг с другом. «На этом инструменте начинают учиться с 7-8-ми лет, — продолжает Шарма. — Первым моим учителем был отец. Он принадлежал к Бенаресской школе игры на табла. Передается все в основном устным путем. Я живу в Москве и тоже не отхожу от традиции. У меня есть свои ученики».


Игра на табла

Концерты в Индии отличаются от концертов на Западе. Они носят характер музыкальных соревнований. Здесь исполнитель общается со слушателями на языке звуков и ритма.

Индийская музыка оказала влияние на многих музыкантов. Всем известны совместные концерты американского скрипача Иегуди Менухина с ситаристом Рави Шанкаром. После совместных импровизаций Менухин сказал о таком музицировании:

Ни одна нота не играется без осознания ее вкуса.

Анна Маклыгина,
студентка IV курса ИТФ
Опубликовано в газете «Трибуна молодого журналиста», март 2009

Откликнуться