Сегодня в рубрике «Видео по пятницам» — одна из выдающихся опер ХХ века, «Моисей и Арон» (“Moses und Aron”) Арнольда Шёнберга (1874-1951).
Пожалуй, со времен Вагнера не было музыкально-сценического произведения, в такой мере насыщенного философской проблематикой, как опера Арнольда Шёнберга «Моисей и Арон». Ее создание связано с важнейшими вехами в его жизни. Сугубо личные мотивы заставили 24-летнего композитора, подобно многим евреям Австро-Венгерской империи, обратиться к лютеранству. В 20-е годы он снова внутренне повернулся к иудаизму (а уже в 1933 году открыто и официально принял веру своих предков) — это и привело Шёнберга к идее оперы на ветхозаветный сюжет.
«И хотя культовое поклонение музыке осталось в прошлом, все-таки и в наш грубый век мы еще не утратили духовного начала — веры в красоту жизни, в этот мистический подарок Бога, коим является музыка… Музыка, заставляющая нас думать о возвышенном и прекрасном, говорящая на языке наших душ…» Фотография Татьяны Мельник.
«Сюита зеркал» А. М. Волконского, написанная в 1959-60 гг., принадлежит к числу тех произведений композитора, которым в свое время суждено было сыграть большую историческую роль.
Обращение Волконского во второй половине 50-х годов к таким достижениям западноевропейского музыкального мышления, как серийная техника, додекафония (впервые в фортепианном цикле «Musica stricta», 1956) не только свидетельствовало о новом этапе эволюции стиля самого композитора, но и привело к возникновению новых тенденций в развитии отечественной музыкальной культуры. Именно Волконский явился первооткрывателем направления в русской музыке, которое часто называют «авангардом» или «русским авангардом». Такие сочинения, как «Musica stricta», «Сюита зеркал», «Жалобы Щазы» символизировали разрыв группы композиторов-новаторов с традиционными методами композиции и с теми художественными установками, которые объединяли выдающихся мастеров-новаторов предшествующего поколения — Прокофьева, Мясковского и др.
Буклет III Всероссийского конкурса по теории и истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова для учащихся средних специальных учебных заведений (март-май 2009 года).
Генри Кауэлла называли отцом американской музыки. На протяжении всей своей жизни он не переставал сочинять в самых различных жанрах, проявляя себя как эксперименталист и изобретатель, усиленно занимался педагогической деятельностью. Его вклад в развитие и пропаганду композиторов не только прошлого, но и настоящего огромен.