Буклет III Всероссийского конкурса по теории и истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова для учащихся средних специальных учебных заведений (март-май 2009 года).
Сегодня в рубрике «Видео по пятницам» мы обращаемся к специфическому использованию классической (и стилизованной под классику) музыки, а также классического симфонического оркестра и певцов в зеркале нашей современной культуры — рекламе. В рамках поп-культуры классическая музыка сегодня — своеобразный символ силы традиций, роскоши и высокого стиля. Апеллируя к классике, реклама пытается соотнести продукт (который сегодня есть — а завтра исчезнет, да и часто не особенно нужен) с чем-то более устойчивым, надежным, проверенным опытом поколений. Не все подобные попытки удачны, но иногда диалог с классикой выходит за рамки обычного низведения высокого искусства до площадного уровня, становясь беседой практически «на равных».
Симфония Nintendo
Типичный для рекламы штамп «классики» — оперный театр — становится ареной красивейшей борьбы фантастических созданий с не менее красивой моделью-дирижером (Инна Зобова) под музыку Эдварда Грига («В пещере горного короля»). Горящие стрелы-смычки, исполнитель на тарелках, метающий их как диски, — и слоган Nintendo Culture advanced. Life advanced (Расширенная культура. Расширенная жизнь).
Фигура Йозефа Маттиаса Хауэра, несомненно, представляет большой интерес для исследователей, которые занимаются историей возникновения и развития двенадцатитоновости в музыке.
Хауэр — крупный композитор. Им написано огромное количество произведений. Но, можно сказать, бедой его жизни стало то, что он попал в поле двенадцатитоновых интересов Шёнберга, который является совершенно неприступным массивом со своей идеей додекафонии. Не забудем и о его учениках, каждый из которых нашел свою нишу в этой музыкальной сфере. На таком блестящем фоне трудно добиться подобных высот в одном и том же круге проблем. К тому же, композиторское мастерство Шёнберга, безусловно, превосходит мастерство Хауэра.