Творческое крещендо //

29 января 2009 / Концерт, Личности

Юлия Туркина и Александр ЗагоринскийОсенью 2008 г. в Рахманиновском зале состоялся концерт, приуроченный к 70-летию американского композитора Джона Эпплтона, большого поклонника русской музыки и наших отечественных музыкантов. Творческая связь Московской консерватории и Д. Эпплтона, которого считают пионером электронной музыки, создателем разножанровых произведений для электронных инструментов, развивается и крепнет на протяжении многих лет. Но самой сильной точкой притяжения для американского композитора являются выдающиеся русские исполнители классической музыки, и прежде всего – народная артистка России профессор Ю. А. Туркина. Ее по праву можно назвать главным концертантом музыки Д. Эпплтона: в ее исполнении прозвучали трехчастная соната для скрипки и фортепиано (2007), четырехчастная соната для виолончели и фортепиано (2005), два концерта для фортепиано с оркестром, один из которых – «Большой концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и камерного оркестра» (2008) – сочинен для Юлии Андреевны и по ее заказу. 16 октября состоялась его мировая премьера.

Вечер в Рахманиновском зале, так же как и юбилейный концерт Ю. А. Туркиной два года назад, можно назвать замечательным достижением пианистки, демонстрирующей, несмотря на преклонный возраст, высокое исполнительское и ансамблевое мастерство, вкус и артистизм. Однажды кто-то из музыкантов сказал о «творческом крещендо в три четверти века». Действительно, с января 1937 года (выступление в Большом зале Московской консерватории в дуэте с сестрой, Галиной Туркиной) начинается непрерывная концертная жизнь Юлии Андреевны, продолжающаяся 63 года. Хроника и география выступлений впечатляют: вся Россия (тогда Советский Союз) и зарубежные страны, в том числе Соединенные Штаты – там дуэт произвел неизгладимое впечатление на Эпплтона, который начал писать именно для него музыку в классическом стиле. «Путешествие в мир радости и красоты» – так говорили об их выступлениях.

Репертуар дуэта включал почти всю основную литературу, написанную для двух роялей, более того, ими фактически сформирован репертуар фортепианных дуэтов. Среди многих достоинств пианисток – вдохновенный артистизм и замечательное фортепианное мастерство, которое постоянно совершенствовалось, отношение к фортепианному тексту как к источнику вдохновения. Не случайна особая приверженность их глубокой, яркой, эмоционально-приподнятой музыке С. В. Рахманинова. Многие выдающиеся композиторы говорили о просветительской, подвижнической роли дуэта, в числе первых исполнявшего произведения Шостаковича, Хачатуряна, Самонова, Александрова, Бабаджаняна и многих других. Вот отзыв Р. Щедрина по поводу исполнения в Доме звукозаписи его «Маленькой сонаты»: «Блестящая запись, блестящее исполнение. Очень точны темп, стиль. Приношу свою сердечную благодарность Галине и Юлии Туркиным. И мастерство, и вдохновенье!»

Оставшись без сестры, неизменного творческого товарища, Юлия Андреевна пережила трудные годы, но открыла в себе другую грань художника — владея мастерством, умением чувствовать инструмент и пользоваться всеми его красками, она стала солисткой. Для нее продолжают сочинять композиторы, с ней охотно выступают выдающиеся музыканты. «Эта женщина, должно быть, сверхчеловек, — сказал о ней Джон Эпплтон. — 85 лет (написано в 2007 г. — Р.Х.), но вы бы слышали, как она играет каденцию, которую я написал для нее — действительно сложную каденцию!». Ее духовный и художественный дар, способность выразить тончайшие движения человеческой души вызывают ответное чувство у партнеров, с которыми выступает Юлия Андреевна: это блестящий и глубокий музыкант — виолончелист Александр Загоринский, чуткий виртуоз с прекрасным звуком — скрипач Александр Тростянский и, конечно, постоянный партнер — Московский камерный оркестр «Времена года» во главе с художественным руководителем и дирижером Владиславом Булаховым.

Если «музыка — язык души» (А. Н. Серов), биенье пульса самой Вселенной, то прочувствовать его, пропустить сквозь призму нашего миросозерцания позволяют такие замечательные музыканты, как Ю. А. Туркина и ее коллеги. Считают, что след в памяти человеческой долговечней памятника из бронзы. Нужно только бережно и внимательно отнестись к бесценному опыту музыканта, на протяжении всей своей жизни преданно служащему Музыке!

Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2009

Откликнуться