«Лебединое озеро»: разные взгляды на классику //

7 ноября 2008 / Балет, Видео по пятницам

В этот раз в рубрике «Видео по пятницам» — подробный рассказ Наталии Сурниной о самых разных постановках и вариантах классического русского балета — «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского. И, конечно же, видеозаписи этих постановок…

Многие десятилетия «Лебединое озеро» П. И. Чайковского сохраняет за собой статус самого популярного балета в мире. И уже мало кто помнит, — а кто не знал, тот и представить себе не может, — что 131 год назад, на премьере в Москве первое балетное детище Петра Ильича с треском провалилось. Примы-балерины отказались выступать в этом «сомнительном», на их взгляд, и непривычном спектакле, а балетная публика сочла музыку совершенно небалетной и непонятной. Главной виновницей провала была слабая хореография Юлиуса Рейзингера, который ставил балет в старых традициях, «не слыша» музыки. Чайковский очень переживал по этому поводу, хотя поклонники его личного таланта еще какое-то время ходили в театр специально для того, чтобы слушать музыку.

Жаль, что Чайковский не дожил до наших дней. Его бы очень удивил и обрадовал успех «Лебединого озера». Ведь после печальной московской премьеры 1877 года композитор больше никогда не видел его на сцене. Чайковский немного не дожил по петербургской постановки: Лев Иванов (помощник балетмейстера Мариуса Петипа) уже начал работать над спектаклем, но композитор неожиданно скончался. На концерте, посвященном его памяти, осенью 1893 года был показан законченный к тому моменту второй акт балета. И только в 1895 году состоялась петербургская премьера «Лебединого», созданного престарелым Петипа при помощи Иванова. Именно эта непревзойденная версия принесла балету первый заслуженный успех и сегодня является основой большинства классических постановок. Петипа несколько подкорректировал последовательность музыкальных номеров балета, и с тех пор «кроить» партитуру «Лебединого» стало почти традицией. Сегодня уже практически никто не помнит, как выглядела первая партитура, хотя издано отдельное огромное исследование А. Демидова, посвященное этому вопросу.

В последующие годы успех «Лебединого озера» постоянно множился. Это не только самый популярный балет, но одно из самых известных сочинений классической музыки вообще. Редко кто не слышал этого названия, и только совсем ленивый не знает про «Танец маленьких лебедей». «Лебединое» входит в репертуар почти всех балетных трупп мира; сложно найти хореографа, который не пытался его поставить. Задача эта не из простых, и создать хорошую версию балета удается далеко не всем. Но зато какое разнообразие решений! Пожалуй, только «Щелкунчик» того же Чайковского может конкурировать с «Лебединым» по количеству постановок, в том числе «осовремененных», «переосмысленных» и т. д. чего тут только не встретишь: и классику, и модерн, и цирк, и мультфильм. В общем, посмотреть есть что. Но начнем все-таки с классики.

«Лебединое озеро». Мариинский театр

Почти совершенная запись одной из самых красивых классических версий балета. В главных ролях — великолепная Ульяна Лопаткина (Одетта-Одиллия) и достойный ее кавалер Данила Корсунцев (Зигфрид). В партии Ротбардта — Илья Кузнецов.

Балет снят в 2006 году компанией BBC. Специально для этого проекта с труппой работала эксприма-балерина Королевского балета Covent Garden Дарси Бассел (Darsey Bassel), привнесшая в и без того эталонный спектакль позабытые детали постановки Мариуса Петипа (некоторое время назад Лондон сделал попытку восстановить версию 1895 года). Конечно, сложно судить, насколько спектакль близок к оригиналу: напластования хореографии копились в «Лебедином» Мариинки уже много десятилетий. Но не в этом дело. Основа спектакля — хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова и Константина Сергеева, сделавшего в 1950 году редакцию балета для ленинградского театра. Традиционное оформление Симона Вирсаладзе, очень красивые костюмы и прекрасный кордебалет создают идеальную картинку. На ее фоне — трио премьеров. Возможно, Лопаткина в роли Одилии кому-то покажется недостаточно темпераментной, но в лебединых сценах, в партии Одетты ее красивые, выразительные руки и ноги, потрясающая пластика и мимика кажутся идеальными для воплощения роли.

Дирижирует Валерий Гергиев, которого представители лондонского Королевского балета, очевидно, уговорили отказаться от запредельно быстрых для балета темпов, которыми грешит маэстро.

Итак, постановку и исполнение можно считать образцово-показательными. Единственное, что снижает впечатление — финал, где Зигфрид, «убивая» Ротбардта, довольно комично обрывает ему крылья: в какой-то момент кажется, что они занимаются перетягиванием каната. Но это, пожалуй, единственный минус спектакля.


@ Yahoo! Video

 

«Лебединое озеро». Большой театр

Запись, сделанная в 1989 году, представляет типично московское «Лебединое озеро», которое существенно отличается от спектакля Мариинского театра. На сцене Большого балет уже многие годы идет в постановке Юрия Григоровича. Свою первую редакцию «Лебединого», завершавшуюся трагическим финалом, хореограф создал в 1969 году. Но слишком философский и трагический спектакль был забракован Минкультом СССР, и Григоровичу пришлось внести коррективы и ввести счастливую концовку. Эта постановка сохранялась в репертуаре Большого до 1997 года, до ухода Григоровича из Большого театра. Затем, в течение трех лет шла версия нового балетного худрука Большого — Владимира Васильева. Но в 2001 году Григорович восстановил двухактную версию «Лебединого озера», вернув балету трагический финал.

В «Лебединое озеро» Григоровича органично входят фрагменты хореографии Петипа, Иванова и Горского — то есть все лучшее, что было накоплено более чем за сто лет сценической жизни балета. Но только то, что пришлось по вкусу самостоятельно мыслящему балетмейстеру. Вообще же это совершенно самостоятельная версия балета Чайковского, в основе которой — философское осмысление ее сюжета и преобладание роковых и трагических мотивов. Созданию мрачноватой атмосферы способствует оформление Симона Вирсаладзе (совсем иное, нежели в Мариинском театре) — постоянного партнера и единомышленника Григоровича.

В спектакле очень мало пантомимы, он почти сплошь танцевальный, так, как может ставить именно Григорович. Его стиль хорошо чувствуют танцовщики Большого театра. Этот стиль подходит столичным танцовщикам гораздо лучше, чем идеалистичная, рафинированная, требующая точности классика мариинского. А вот «смятение чувств», переживания и прочие драматические аспекты постановки москвичи еще со времен Горского передавали отлично. В представленной записи на цене премьеры конца 80-х годов Алла Михальченко (Одетта-Одилия) и Юрий Васюченко (Зигфрид).

 

Китайское акробатическое «Лебединое озеро»

Тем, кто любит балет вообще и танец как таковой, а также трепетно относится к музыке Чайковского, смотреть китайскую версию «Лебединого озера» не рекомендуется. Все равно удовольствие вряд ли получат. А вот любителям цирковой акробатики как раз сюда.

Это грандиозное шоу выросло из одного номера на музыку белого Adagio из второго акта балета. Назывался он «Восточный лебедь» и был поставлен специально для 26-го Международного конкурса акробатов в Монте-Карло в 2002 году. Так как номер имел успех, китайский продюсер Нингу Генфу и хореограф Жао Мингу решили сделать целый акробатический спектакль на музыку «Лебединого озера».

Получился откровенно коммерческий проект. Конечно, мастерство акробатов никто оспаривать не будет: тут можно только восхищаться. Но причем здесь, собственно, Петр Ильич? По сути этот спектакль — цепь больших акробатических номеров, кое-как объединенных сюжетом «Лебединого». На его месте мог бы быть почти любой другой сюжет. Музыка Чайковского сфабрикована в целях удобства спектакля, иногда совсем неудачно. К примеру, полонез из первого акта, повторенный трижды (!) для длинного группового номера, так утомляет слух, что под конец хочется просто «выключить» звук. На музыку Испанского танца поставлен «кан-кан» китайских танцовщиц, на Неаполитанский — дефиле на фоне египетских пирамид, и т. д., и т. п.

Дань оригинальному балету — пролог, большое белое Adagio, то самое, которое поставили в 2002 году, и Танец маленьких лебедей. Последний, кстати, как и его классический вариант, стал хитом спектакля. Теперь это танец маленьких лягушат, которые танцуют …на руках. Белое Adagio оставлено «на закуску» — почти под занавес спектакля. Фактически это единственный номер, имеющий прямое отношение к балету. Хотя и тут от балета маловато. Принц Зигфрид на протяжении всего спектакля является персонажем чисто декоративным и (на балетном слэнге) «ходибельным». Он служит «для связи слов в предложении», то есть для связи сцен. Adagio подтверждает мысль, что принц умеет только ходить и поддерживать партнершу. Никакой Одиллии в балете нет: внешний конфликт воплощается столкновением с Ротбардтом. Но и этот конфликт условен и теряется среди цирковых номеров. Одетта — одна из немногих профессиональных танцовщиц труппы и единственная исполняет классические па. Однако сочетание классики и акробатики не всегда смотрится эстетично, как, например, «гипертрофированный» шпагат в воздухе, когда ноги партнерши кажутся резиновыми. «Гвоздь» номера — дефиле Одетты на пуантах по руке принца и арабеск на его плече (исполняется со страховкой) всегда встречается овацией.

Труппа акробатов «Из Гуаньдуна», которая теперь возит «Лебединое озеро» по всему миру, была собрана специально для этого проекта. Спектакль подготовили за три месяца (понятно, какого танцевального уровня можно добиться за это время), вложив в него более 5 млн. долларов, а из уникальных китайских тканей было сшито около 300 костюмов. Премьера состоялась в марте 2005 года. Судя по тому, что на представлениях в Москве пару лет назад зал Кремлевского дворца был, как и в других странах, полон, организаторы окупили свои затраты. Но на акробатов все-таки лучше смотреть в цирке.

 

«Лебединое озеро»: мультфильм

Ставшая постепенно необычайно популярной, замечательная музыка Чайковского не раз приводила к мысли использовать ее в качестве саундтрека. В СССР спросом пользовалась пластинка с текстом сказки, читаемой по ролям, на музыку балета.

Японский мультфильм Лебединое озеро (Hakuchô no mizûmi) решает легенду о принцессе-лебеде в жанре диснеевской сказки. Появляется пара побочных героев — очаровательных белочек в духе «Бэмби», любовная история которых развивается параллельно с историей главных персонажей. Сюжет в целом похож на оригинальный, за исключением важной детали: Ротбардт — чудаковатый добряк, который вынужден «по рождению» быть злодеем, а настоящий «злой гений» — его дочь, Одиллия. Именно она провоцирует и совершает все подлости. Конец у этой истории счастливый — замок Ротбардта рушится, проклятие исчезает, и герои могут быть счастливы вместе.

Партитуру Чайковского создатели мультфильма приспосабливали для своих нужд, и тем, кто хорошо знает партитуру, сочетание музыки и видеоряда в некоторых фрагментах может показаться забавным. Кстати, Танец маленьких лебедей превратился в Танец невылупившихся птенцов — ну точно по Мусоргскому. Но в целом, особенно для тех, кто не отягощен подробным знанием балета, подбор музыки покажется вполне убедительным. Непонятно только, зачем понадобилось в одном единственном месте использовать эстрадную фантазию на мотив главной темы балета… Эффект небольшой, а фрагмент выглядит «белой вороной».

Итого: от балета в этом мультфильме только музыка Чайковского, но сам по себе мультфильм очень симпатичный, и детям к показу может быть смело рекомендован. Заодно с музыкой Чайковского познакомятся.

 

Мужское «Лебединое» Мэтью Борна

В строгом смысле Мэтью Борн не является профессиональным танцовщиком и хореографом. Тем удивительнее, что его версия «Лебединого озера» — пожалуй, лучшее современное прочтение балета. Знаменит спектакль, в первую очередь, тем, что всех лебедей исполняют мужчины, потому в народе он получил название «мужское лебединое».

Без сомнения, «Лебединое озеро» — самая удачная работа Борна. Спектакль был поставлен в 1995 году для лондонского театра Сэндлерс Уэллс (Sandler’s Wells). Источником вдохновения для создания новой версии стал знаменитый хоррор Альфреда Хичкока «Птицы» («The Bird»). Версия Мэтью Борна по-настоящему современна. Помимо аллюзий на Хичкока, в нем отражен целый ряд социальных и психологических явлений XX века. Не лишен он и конкретных политических аллюзий.

Мэтью Борн оставил каркас сюжета, перенес действие в Англию второй половины XX века и сделал потрясающе сильный спектакль о человеческом одиночестве, страхе, агрессии и пороках современного общества. Центральным персонажем балета становится Принц (на этот раз безымянный) — типичный «отверженный» XX века. Он чувствует себя равно чужим и ненужным в королевском дворце, среди элиты, и в городском клубе, среди простых людей. Принц страдает от одиночества, лживости мира, ночных кошмаров и целого набора фрейдистских комплексов (которыми, кстати, напичкан весь балет). На пороге самоубийства его останавливает Он — вожак лебединой стаи. Этот герой, великолепно исполненный премьером труппы Адамом Купером, материализуется из детских снов Принца (еще один «привет» Фрейду). Но здесь, как и в мире людей, свои законы — законы стаи. Против Принца, которого с Лебедем связывают глубокие и нежные отношения («жирный» намек на еще один распространенный порок ХХ века), восстает стая. Когда вожак начинает защищать Принца, стая не жалеет и его. Таков закон. Главные герои гибнут.

Стилистически балет распадается на три пласта. Первый связан с реальным действием и напоминает немой кинофильм. «Киношность» вообще очень характерна для стиля Борна, что делает его постановки понятными и приятными не только для ценителей танцевального жанра, но и для более широких масс. Второй, совсем небольшой пласт, связан с пародированием классического танца, что особенно ярко сделано в сцене «В театре».

Третий — самый значительный пласт хореографии — это лебединые сцены, которые мгновенно ставят Борна в один ряд с Львом Ивановым (создателем «лебединых актов» в первой постановке балета) и обеспечивают ему лавры блестящего хореографа. Хореографа, который прекрасно слышит и чувствует музыку, великолепно может передать танцем и птичьи повадки, и всю гамму человеческих (и даже нечеловеческих) чувств. Лебединые сцены настолько совершенны, что хочется смотреть их снова и снова. А знаменитый, великолепный по хореографии и прочтению музыки мужской дуэт Лебедя и Принца уже стал классикой хореографии ХХ века. Мэтью Борн очень музыкален: он внимательный слушатель и нигде не идет против Чайковского. В его спектакле музыка классика XIX века зазвучала так драматично и современно, как будто была написана вчера.

Очень много для успеха спектакля сделал художник по костюмам и декорациям Лез Бразерстоун (Lez Brotherston). Шикарны его гламурные наряды в первом и третьем актах. Но история не знала ничего подобного его лебединым костюмам, которые стали буквально откровением. Именно уникальный тандем хореографа и художника обусловил огромный успех постановки. Она удостоилась более тридцати международных наград, в том числе в 1996 году премии Лоренса Оливье как лучшая балетная премьера, а в 1999 году получила престижную американскую премию Тони (Tony Award) в номинациях «лучшая хореография», «лучшее музыкальное прочтение» и «лучшие костюмы».

Остается добавить лишь одно: этот балет нужно обязательно увидеть.

Откликнуться