Речь А. С. Соколова на конференции по выборам ректора 2 июня 2009 года //

4 июня 2009 / Трибуна

Страницы: 1 2

Выступление кандидата на должность ректора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александра Сергеевича Соколова на Общем собрании (конференции) по выборам ректора 2 июня 2009 года. По результатам голосования А. С. Соколов был избран на должность ректора.

Уважаемые коллеги, уважаемые делегаты конференции!

В последние годы все мы постоянно кого-нибудь куда-нибудь выбираем: то депутатов городской, то Государственной Думы, то мэра, то президента. Мы стали весьма искушенным электоратом, уже не впадающим в эйфорию от цветистых предвыборных обещаний.

За последние восемь лет мы уже в третий раз собрались и для выборов ректора нашей консерватории. И поднимаясь сейчас на эту трибуну, я поймал себя на ощущении — ну чем не дежавю: восемь лет назад я так же обращался к вам, излагая идеи и формулируя принципы, которые вместе с Ученым советом консерватории отрабатывал несколько предшествующих месяцев, исполняя обязанности ректора.

Собственно, в этом выражении — «вместе с Ученым советом» — уже и заключался новый в ту пору принцип открытого и коллегиального обсуждения и решения всех насущных проблем консерватории. Прежде, как помните, это было не так, и в 2001 году Ученый совет с изумлением узнавал о таких «подробностях», как существование некой подпольной швейцарской фирмы, через которую перекачивались все валютные поступления консерватории с потерей 30% заработанных на обучении иностранцев средств. Узнавал о разбазаренных при странных обстоятельствах зданиях консерватории на Кисловских переулках. Последствия именно этих утрат сегодня отрицательно сказываются при реализации плана реконструкции и строительства объектов консерватории. Было немало и других неприятных «откровений», сегодня уже, к счастью, забытых.

Говоря об этом восемь лет назад, я воспользовался вольной метафорой, уподобив нашу консерваторию кораблю, резко замедлившему ход из-за наросшего на его подводной части балласта, всяких «гниющих водорослей» и «присосавшихся моллюсков», от которых необходимо освободиться. Я предложил тогда свою программу действий по нормализации жизни консерватории. Вы оказали мне доверие, и продолжилась совместная осмысленная работа.

Прошло ровно три года, и неожиданно для всех я был назначен министром федерального правительства. С одной стороны, в этом проявилась лестная для нас государственная оценка развития событий в консерватории и подтверждение правильности избранного нами курса. С другой стороны, тогда вновь возникла проблема выбора рулевого на следующем этапе пути.

Миновало еще пять лет, и сегодня мы в очередной раз размышляем над тем, что удалось и что не удалось, что следует сохранить и от чего стоит отказаться, а также стараемся уяснить — в чем суть нынешней непростой ситуации в стране, определяющей наши реальные возможности.

Моя предвыборная программа в ее лаконичном письменном виде, думаю, всем вам знакома. В ней прочерчены основные векторы предстоящей работы. А сейчас я намерен сопоставить предлагаемое мной сегодня с тем, что предлагалось восемь лет назад и прошло проверку временем.

«Обустройство консерватории», если перефразировать название известной статьи А. И. Солженицына, я и прежде, и теперь связываю с четырьмя параметрами работы.

  1. Обеспечение истинно творческой и истинной интеллигентной атмосферы общения коллег. Реализация огромного потенциала консерватории в конкретных формах творческой, педагогической деятельности.
  2. Социальная защита и материальная поддержка всех категорий сотрудников консерватории.
  3. Хозяйственное обеспечение потребностей консерватории.
  4. Сохранение уникальной системы профессионального музыкального образования в особых условиях объявленной в стране реформы высшей школы с ориентацией на «Болонский процесс».

Творческими проектами консерватории я непосредственно занимался в течение десяти лет, будучи проректором по научно-творческой работе. И, естественно, не ослабил к этому внимания и в ректорскую пору. Лишь перечислю сейчас главное, что удалось осуществить нашими общими усилиями.

При сохранении традиционной классико-романтической ориентации в концертном репертуаре и учебных программах, мы стали целенаправленно осваивать старинную и современную музыку. Сегодня прочно вошли в нашу консерваторскую жизнь созданные в те годы Факультет исторического и современного исполнительства, Кафедра современной музыки, Научно-творческий центр современной музыки, аспирантский ансамбль «Студия Новой Музыки», Центр электроакустической музыки, Научно-учебный центр музыкально-компьютерных технологий (ранее — Вычислительный центр), Научно-исследовательский центр древнерусской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского.

Был создан и блестяще себя зарекомендовал Камерный хор Московской консерватории. Под эгидой кафедры теории музыки широко развернул свою работу Центр «Музыкальные культуры мира».

Консерваторией были учреждены и стали традиционными фестивали «Московский форум», «Душа Японии», Всероссийские фортепианные конкурсы имени Рахманинова и имени Скрябина, конкурс альтистов Юрия Башмета.

Была выстроена система издательской деятельности консерватории. В дополнение к нашей многотиражке «Российский музыкант» появилась студенческая газета «Трибуна молодого журналиста».

Особо хочу отметить, что именно эти направления творческой работы оставались на переднем плане и в период ректорства Т. А. Алиханова. Им сохранено почти все ранее достигнутое и многое добавлено. В частности, создан замечательный симфонический оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования, налажен систематический выпуск нотной литературы. Сейчас мною взяты на себя обязательства реализовать все без исключения новые творческие проекты, предложенные Т. А. Алихановым. А среди них такие сложные, как Всероссийский конкурс духовых инструментов, Всероссийский конкурс молодых композиторов имени Н. Я. Мясковского, Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна, Международный конкурс клавесинистов имени А. М. Волконского. Все это вошло в план будущего сезона и будет выполнено на надлежащем уровне.

Наряду с этим будет значительно расширена сфера присутствия консерватории на чужих концертных площадках. Мною уже достигнута договоренность о новых абонементных циклах консерватории в концертном зале МГАФ, в концертном зале «Барвиха», во Дворце культуры ЗИЛ, в ряде крупных университетов Москвы. Помимо творческой отдачи эти программы дадут и заметный финансовый эффект.

Удержать высокую планку, таким образом, это очевидная задача, но задача, объективно осложняющаяся финансовыми проблемами, обострившимися в стране в последнее время. Не надо забывать и о том, что наш «кормилец» — Большой зал — будет на год переведен в режим реставрации перед конкурсом Чайковского. В этой связи будет значительно активизирована и гастрольная деятельности наших творческих коллективов — как внутри страны, так и за рубежом. Уже запланированы выступление Оперного театра в Калуге, постановка «Евгения Онегина» в Пекине, выступления там же Камерного хора, который затем будет готовиться к гастролям в Германии, запланирована поездка симфонического оркестра во Францию. Активное участие консерватории в отмеченной Государственной премией России программе «Новое передвижничество», ориентированной на работу в российских регионах, позволит рассчитывать на финансирование по ФЦП «Культура России».

Сведение воедино концертов абонементных и внеабонементных, коммерческих и благотворительных, концертов, бесплатных для публики, — предполагает существенную реорганизацию всей системы концертно-фестивально-конкурсной деятельности Московской государственной консерватории. И эта реорганизация уже продумана и получила одобрение Ученого совета на последнем его заседании.

Хочу подчеркнуть, что подразумеваемым условием реализации всех творческих проектов является их высочайший художественный уровень, отвечающий репутации Московской консерватории. Это относится и к приглашаемым к сотрудничеству музыкантам. Имена тех, кто в ближайшие месяцы выступит с нашим симфоническим оркестром, к примеру, говорят сами за себя: Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Ицхак Перельман.

И еще один немаловажный ориентир. В период финансово-экономического кризиса, когда все спонсоры потуже затягивают пояса, особенно востребована поддержка государственно значимых программ. И мы будем оказывать такую поддержку фестивалю «Московская осень», Всероссийскому конкурсу вокалистов имени Глинки, детским просветительским программам В. Федосеева и В. Спивакова.

В сфере международной деятельности неуклонно расширяется партнерство с ведущими музыкальными вузами мира. Недавно мной подписаны договоры с Миланской консерваторией и парижской Сорбонной. В июне предстоит подписать договор с Токийским университетом по новой системе дистанционного обучения через Интернет, что также станет для нас дополнительным источником финансирования. Изучается перспектива трехсторонних межвузовских контактов в рамках новой программы ЕС Erasmus Mundus.

Получит дальнейшее ускорение наша издательская деятельность. Новая форма сотрудничества на основе софинансирования уже апробирована с издательством «Композитор».

Словом, можно не сомневаться, что недостатка в новых идеях и творческих проектах не предвидится, и все силы будут приложены к их реализации.

Социально-бытовая и материальная поддержка коллектива

В период моей работы ректором консерватория получила президентский грант для профессорско-преподавательского состава, что существенно изменило условия нашей жизни. В отличие от других грантообладателей, мы избрали для себя принцип распределения гранта по «хроматической» шкале от ректора до преподавателя, избежав, тем самым, обид и кривотолков. А все внебюджетные средства направили на оптимальное балансирование зарплат по всем категориям сотрудников, уделяя особое внимание малоимущим и ветеранам, финансово обеспечивая выполнение всех просьб о материальной помощи, планомерно повышая размер именных стипендий. Была также введена практика премирования коллектива в самом начале учебного года и перед новогодним праздником, что оказалось далеко не лишним. Все это сохраняется по сей день и, разумеется, будет продолжено.

Всем присутствующим, полагаю, ясно, что в сфере бюджетного финансирования в ближайшие годы самым расхожим словом будет «секвестр» — сокращение объемов финансирования, ранее запланированных государством. Происходящее вокруг надо воспринимать без иллюзий. Но есть и вполне реальные возможности компенсировать эти потери из внебюджетных источников. Прежде всего, я обращаю ваше внимание на ресурс Попечительского совета консерватории, созданного в 2002 году и за последние три месяца значительно укрепленного. Открытое заседание Попечительского совета, состоявшееся в Рахманиновском зале неделю назад, это убедительно продемонстрировало.

Консерватории гарантирована поддержка государственных органов и политических партий (это подчеркнули в своих выступлениях члены Попечительского совета С. М. Миронов и А. Н. Чилингаров), поддержка Правительства Москвы, бизнес-элиты как отечественной, так и зарубежной. В основу деятельности нашего Попечительского совета изначально были положены: принцип профильной поддержки (Аэрофлот, Siemens, Ernst & Young), принцип финансирования «в акцию», принцип эгиды над творческими коллективами консерватории. И это полностью себя оправдало.

Рад сообщить, что у нас за последние три месяца появился еще один новый источник стабильного внебюджетного финансирования. Мною подписан тщательно подготовленный нашим юридическим отделом Договор о защите смежных прав консерватории (фонографических и исполнительских), по которому уже начали поступать деньги, предназначенные и консерватории как юридическому лицу, и работающим у нас музыкантам-исполнителям, записывающим в нашей студии свои компакт-диски.

Страницы: 1 2

Откликнуться