Случайные материалы

Четыре критерия электронной музыки. Часть 2 //

3 декабря 2008 / Комментариев нет / Переводы

Из лекции «4 критерия электронной музыки», Лондон, 1971 (фильм компании Allied Artists). Stockhausen, Karlheinz. Stockhausen on Music: Lectures and Interviews, edited by Robin Maconie. London and New York, 1989. Читайте также первую часть (о начальных шагах Штокхаузена в области электронной музыки и «Едином временнóм поле»)

2. Разделение звука

Такой же звук используется в другом разделе композиции Контакты, начинающемся приблизительно на 22-й минуте пленки; его я использую для того, чтобы прояснить, что именно я подразумеваю под разделением звука. Если мы понимаем, что звуки могут быть сочинены, буквально положены вместе, не только неподвижные звуки, которые не могут меняться, но также звуки типа «owww», которые изменяются, пока звучат; если мы можем сочинить эти звуки (на латыни componere означает собрать), то мы, конечно, можем думать в понятиях — важны кавычки — «декомпозиции» звука. Это означает, что мы разделяем звук, и это может показать значительно больше в определенном контексте, чем слушание объединенного звука и сравнение его с другим, немедленно или сразу после или до этого.

Далее…

Навстречу конкурсу //

22 апреля 2008 / Комментариев нет / Конкурсы

ФлиерМосковская консерватория (а также музыкальная школа № 16 имени Я. Флиера) разными творческими актами отметили 95-летие со дня рождения выдающегося музыканта, исполнителя и педагога Якова Владимировича Флиера. Череда художественных приношений продолжится и в 2008 году: с 1 по 6 апреля на родине пианиста, в городе Орехово-Зуево Московской области, состоится Третий Всероссийский конкурс юных пианистов имени Якова Флиера.

Первые два конкурса, которые проводились, соответственно, в 2002 и 2005 годах, стали для многих учащихся детских школ стартовой площадкой.

Далее…

Подготовка к новому учебному году, 2009-2010

30 августа 2009 / Комментариев нет / Фоторепортажи

стулья

Далее…

«Бестиарий» //

20 февраля 2008 / Комментариев нет / Концерт

В прошлом году в гостиной Юргенсона был представлен проект Владимира Смоляра — опера-концерт «Бестиарий». 11 поэтов — Владимир Аристов, Игорь Вишневецкий, Мария Галина, Марианна Гейде, Вадим Месяц, Андрей Родионов, Мария Степанова, Андрей Тавров, Борис Херсонский, Шиш Брянский и Аркадий Штыпель и присоединившийся к ним голос Д. А. Пригова, пять московских композиторов — Сергей Загний, Владимир Мартынов, Федор Софронов, Ольга Субботина и Антон Ровнер при участии «Ансамбля ХХ век» (руководитель Мария Ходина), дирижера Константина Хватынца и режиссера Сергея Головецкого показали 12 дорогих их сердцу существ: от летучего волка до обезьяны, от мамонта до кельтской черепахи. Бестиарий — позабытый средневековый жанр описания реальных или мифических животных в стихах — возродился в новой для него форме. Собирая, а скорее вбирая в себя не только зверей, но и поэтов, композиторов, художников.

Далее…

Вячеслав Щуров: в поле и дома //

7 мая 2009 / Комментариев нет / Интервью, Личности

Вячеслав Щуров
Вячеслав Щуров. Фото Алексея Паршина

Вячеслав Михайлович Щуров — профессор Московской консерватории, один из крупнейших российских фольклористов, автор монографий «Южнорусская песенная традиция», «Стилевые основы русской народной музыки», «Жанры русского музыкального фольклора» (часть первая и часть вторая). С Вячеславом Михайловичем беседовал Дмитрий Смирнов; интервью было впервые опубликовано в журнале «Музыкальная академия», 2008 № 2.

Вячеслав Михайлович, что привело Вас к изучению музыкального фольклора? Каковы Ваши первые музыкальные впечатления? Каков пройденный Вами путь музыканта-фольклориста?

К изучению музыкального фольклора меня привела вся моя жизнь. Я родился в семье, которая принадлежала к духовному сословию. Мои прадеды были священниками. Дед — директором школы слепых, бабушка — учительницей. Мой двоюродный дядя — диакон — единственный в семье, кто был причастен к церковному культу. Два других дяди пели в хоре А. В. Свешникова. Мать не имела музыкального образования, но у нее был хороший слух и красивый голос (она пела во Владимирском храме, участвовала в любительских хорах). Мы с матерью часто, гуляя по лесу, пели дуэтом — это была наша семейная традиция.

Далее…

Путь созидания и преемственности: А. С. Соколов //

18 февраля 2009 / Комментариев нет / Жизнь консерватории, Личности

А. С. Соколов10 февраля и. о. ректора профессор А. С. Соколов дал интервью консерваторской газете «Российский музыкант».

Уважаемый Александр Сергеевич! В бытность Вашу ректором Московской консерватории мы неоднократно беседовали с Вами на страницах нашей газеты, информируя коллектив о важнейших проблемах консерваторской жизни, коих всегда было в избытке. Какие первостепенные задачи стоят перед консерваторией сегодня — и на ближайшее время, и на перспективу?

Сейчас главное — преемственность тому курсу, который был выбран консерваторией в начале нынешнего столетия. Потому что в 2001 году, когда я стал ректором, мы очень многое изменили. Мы ушли от периода, который сейчас уже можно назвать «смутным временем» в истории Московской консерватории: это — 90-е годы. В 90-е годы консерватория очень много потеряла и в своем престиже, авторитете, и в атмосфере, и в материальном плане, потому что в эти годы мы утратили многие здания и по улице Герцена, нынешней Большой Никитской, и по Кисловским переулкам. Тогда управление консерваторией довело ее до кризиса, что закончилось судебным процессом, где на первый план вышла афера с переводом валюты, полученной за работу с иностранными студентами, в швейцарский банк. Эти выявленные в судебном порядке факты дали обоснование для решения тогдашнего Министра отстранить ректора от занимаемой должности. Такое наследие 90-х годов мы имели.

Далее…

Приближаясь к запредельному (фестиваль к 100-летию О. Мессиана) // ,

20 ноября 2008 / Комментариев нет / Концерт, Фестивали

Никто не имеет права говорить о будущем, и я самым последним решусь играть роль пророка. Я могу только утверждать, что все различные музыкальные течения ХХ века невероятно обогатили мир звуков, они заставили нас принять новое понятие о Времени, и я думаю, именно в этом их основной вклад, ибо мы существа, живущие во времени.

Время непрерывно… Как ни трудно это осознавать, оно течет вокруг нас, сквозь нас. Не имея возможности повлиять на необратимость течения времени, мы утешаемся тем, что разделяем его, считаем, обозначаем границы, отмеряя века. Для истории «век» — счетная единица. Но для человеческой жизни не существует века, существует столетие. Именно 100-летию со дня рождения Оливье Мессиана посвящен международный фестиваль, организованный Московской консерваторией.

Один из любимых образов Мессиана — витраж, который из множества разноцветных деталей создает единую, гармоничную картину. Эта метафора удивительно подходит и к многогранному облику самого композитора. Поэтому именно витраж стал своеобразной эмблемой фестиваля.

Далее…

В гостях у феи Музыки //

21 ноября 2007 / Комментариев нет / Концерт

У каждой жизни есть мелодия своя.
Ее берут у тех, кто музыкой богат,
И учат много лет без отдыха и сна.
Но сочинить свою труднее во сто крат…

А. Дольский

Возрождение традиции композитор-исполнитель — прекрасная идея, остается только низко склониться перед людьми, взвалившими на себя такую тяжелую, хотя, может быть, и приятную ношу. Важно отметить плодотворное сотрудничество двух разных, но очень близких по духу подразделений консерватории — межфакультетской кафедры фортепиано и кафедры композиции. Именно благодаря их творческому тандему стало возможным осуществление такого проекта как цикл концертов «Композиторы исполняют».

Далее…

Памяти Луиджи Даллапикколы //

22 января 2008 / Комментариев нет / Личности

ДалапикколаВ 2004 году исполнилось бы 100 лет со дня рождения итальянского композитора Луиджи Даллапикколы (1904-1975), одного из самых значительных музыкантов ХХ века. Именно ему принадлежит заслуга обращения итальянских композиторов к принципам новейшего искусства. В зарубежной литературе есть мнение, что Даллапиккола по праву должен быть почитаем среди «пророков новой музыки», наравне со Стравинским и Шенбергом.

Для пропаганды его музыки много сделал Э. В. Денисов. И хотя в России имя Даллапикколы стало известным в 1960-е годы, за прошедшие 40 лет из всего богатейшего наследия композитора оказались подробно изученными только его оперы, но и они не звучат на наших сценах…

Далее…