Речь А. С. Соколова на конференции по выборам ректора 2 июня 2009 года //

4 июня 2009 / Трибуна

Страницы: 1 2

Хозяйственное обеспечение потребностей консерватории

Мы, к счастью, далеко ушли от тех проблем, которые стояли перед нами восемь лет назад (вспомним о разрухе в здании общежития, о состоянии общественных туалетов, об отсутствии профессорского буфета и т. п.). Сделано за эти годы очень много, в том числе и при В. В. Суханове, и при Т. А. Алиханове.

Для решения сложнейших проблем порой удавалось найти нестандартные и вполне оправдавшие себя решения. Например, нависшего над нами отселения из аварийного первого корпуса удалось избежать исключительно благодаря соответствующему договору с «Кофеманией», по которому арендатором был за свои деньги выполнен огромный объем работ по укреплению фундаментов и несущих конструкций здания. А всё установленное суперсовременное оборудование и весь интерьер кафе достанутся консерватории как «неотделимые вложения» по окончании срока действия арендного договора.

В начале века консерватория обрела еще один орган для Белого зала (подарок от Русской Православной Церкви), отреставрированный впоследствии на деньги члена Попечительского совета С. М. Миронова. Нами был отреставрирован и сам зал, получивший имя Н. Я. Мясковского. Теперь это «вотчина» композиторского факультета.

Заключение договоров с фирмами «Стейнвей», «Ямаха» и «Кавай» позволило улучшить положение с инструментальным парком консерватории, хотя сделать предстоит много больше, чем уже сделано. Особенно продвинулись в последние месяцы отношения с Ямахой, которая только что подарила консерватории полный комплект новейшей дорогостоящей звукозаписывающей аппаратуры для каждого концертного зала, новый концертный рояль и «дисклавир» — особый инструмент, презентация которого в Рахманиновском зале позволила нам оценить перспективу дистанционного обучения в реальном времени через Интернет.

И вкратце о самом значительном, поскольку этому вопросу было уделено много внимания на моих встречах с факультетами и в нашей периодической печати. В 2002 году мной был инициирован масштабный проект реставрации, реконструкции и строительства объектов консерватории, который к сегодняшнему дню уже находится в стадии практической реализации. Я продолжал активно заниматься этим вопросом и с министерских позиций, добившись деятельной поддержки Правительства Москвы. Чтобы не быть голословным, приведу цитату из выступления Первого заместителя мэра Москвы В. И. Ресина на недавнем заседании нашего Попечительского совета:

Масштаб предстоящих работ весьма значителен: в результате реконструкции площадь комплекса зданий консерватории увеличится с тридцати девяти до семидесяти тысяч квадратных метров. К существующим Большому, Малому и Рахманиновскому залам консерватории добавятся два новых зала на двести пять и пятьсот слушателей, а также новая оперная театр-студия с залом на пятьсот пятьдесят человек. Под зданиями консерватории запланировано строительство подземных автостоянок на сто десять машиномест.

На Малой Грузинской улице предстоит снести старый концертный зал и два здания студенческого общежития и на их месте построить студенческий комплекс площадью тридцать две с половиной тысячи квадратных метров с жилым блоком на девятьсот человек, концертным залом на двести слушателей и паркингом на девяносто три автомобиля. Причем все это предстоит сделать, не прерывая учебного процесса.

Хочу заверить присутствующих, что Мэр столицы и Правительство Москвы приложат максимум усилий для реализации намеченных планов. Комплекс Московской государственной консерватории должен вновь занять по праву принадлежащее ему место в числе лучших ведущих музыкальных образовательных учреждений мира, теперь и по техническому оснащению и удобству образовательного процесса.

Учебный процесс

Давно уже не утихают дебаты по поводу двухуровневой системы образования «бакалавр — магистр». Консерватория свою позицию определила четко, защищая и спасая от уничтожения уникальную отечественную систему непрерывного профессионального образования. Мой приход в Правительство оказался в этой связи весьма своевременным. Плотное общение с министром А. А. Фурсенко позволило затормозить уже заготовленные реформы и параллельно консолидировать силы из круга выдающихся деятелей искусства, пользующихся авторитетом у первых лиц государства.

Задача была не из простых, поскольку нашим «локальным» аргументам противопоставлялись «глобальные» государственные задачи: условия вхождения России в ВТО, обязательства при подписании межгосударственных соглашений и т. п. Мы выстояли, а совсем недавно добились и принципиального успеха. Обращение к Премьер-министру от имени нашего Ученого совета с приложением подробного письма, подписанного сонмом наших «Великих», возымело эффект. Состоялась моя встреча с А. А. Фурсенко, а затем согласительное совещание ответственных сотрудников Минкультуры и Минобрнауки. В итоге на утверждение в Правительство направлен проект перечня специальностей (творческих профессий), полностью нас удовлетворяющий: подтверждено пятилетнее непрерывное обучение (специалитет) в консерватории по всем позициям — все исполнители, композиторы, музыковеды, дирижеры симфонического оркестра и академического хора.

Эта победа очень значительная, но не исчерпывающая наши потребности. По-прежнему висит в воздухе вопрос об исполнительской аспирантуре. Минкультуры полностью солидарно с нашей позицией, и можно рассчитывать на успех и на этом фронте. «Карфаген должен быть разрушен!»

К чему нам предстоит адаптироваться, так это к новой практике приемных экзаменов по системе ЕГЭ. Совершенно необходимо в сложившейся ситуации найти способ сохранения приоритета, наибольшего «удельного веса» экзамена по специальности.

Будет продолжено сражение и за статус концертмейстеров в музыкальных вузах. Я постоянно ставил этот вопрос на самом высоком уровне, но пока воз и ныне там, ибо решение относится к полномочиям не Минкультуры, а Минсоцздравразвития. Новый министр А. А. Авдеев «подхватил эстафету» и также намерен добиться справедливости при нашей активной поддержке.

Подведу итог своего выступления. Уважаемые коллеги! К моему ректорскому опыту добавился теперь четырехлетний опыт руководителя высшего звена, члена федерального правительства. И это, поверьте, громадный опыт и мощный ресурс в решении самых сложных и масштабных задач. Особенно это востребовано сегодня, когда верное понимание ситуации в стране, знание того — что есть твердая почва под ногами, а что есть топкая трясина — приходит к нам отнюдь не из средств массовой информации, а из личных доверительных контактов на соответствующем уровне государственных структур. Никогда не стремясь навсегда связать свою судьбу с «коридорами власти», я волею судьбы стал хорошо в них ориентироваться. И сегодня это может весьма пригодиться консерватории.

И последнее, особенно важное лично для меня. Перемещаясь из ректорского кабинета в кабинет министерский, я получил «в дорогу» очень приятный для меня подарок, который все эти годы стоит у меня на письменном столе. Это старинная бронзовая статуэтка Богини Ники с выгравированной на подставке надписью: «Несите людям свет, добро, любовь! Студенты Московской консерватории. 2004 год».

В этом — мое кредо. Благодарю вас за внимание.

Страницы: 1 2

Откликнуться