Отмечаем юбилей: вечер камерной музыки Пуленка //

18 февраля 2009 / Концерт

Мы уже не раз писали о фестивале «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», который проходит этой зимой в Москве (статьи «Навстречу Пуленку» и «Фестиваль Пуленка: неизвестный известный композитор»). Однако приятно отметить, что юбилей композитора праздновали не только в рамках фестиваля, но и «внутри» консерватории. На это событие откликнулись студенты класса концертмейстерского искусства Заслуженной артистки России, профессора Маргариты Ивановны Кравченко. 7 января 2009 года исполнилось 110 лет со дня рождения Пуленка, а два дня спустя, 9 января в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся вечер камерной музыки французского мастера.

Класс М. И. Кравченко

Молодые музыканты поставили перед собой непростую задачу. К исполнению своих вокальных сочинений Пуленк всегда относился с большим трепетом, ревностно следя за их сценической жизнью и «доверяя» лишь избранным певцам. Для исполнителей последующих поколений композитор написал «Дневник моих песен» — краткие авторские рекомендации к исполнению его романсов. И все же эти заметки проблемы не решают. А для отечественных певцов и пианистов дело осложняется еще и тем, что в России фактически не сложилось традиции исполнения вокальной лирики Пуленка. Более того, многие вокальные циклы по сей день звучат не целиком, а отдельные романсы представляют собой «репертуарную редкость».

Программа концерта получилась разнообразной, поскольку ни одно из выбранных сочинений Пуленка не похоже на другое. Четыре «Арии» («Airs Chantés») на слова Жана Мореаса — своеобразный неоклассический опыт композитора, пять романсов цикла «Банальности» на слова Гийома Аполлинера воплотили идею «озвучивания» стихотворного текста, миниатюры из «Метаморфоз» (слова Луизы де Вильморен) полны изящества, а «Короткая соломинка» предстает как вереница обаятельных и наивных детских песенок. В завершение концерта прозвучала Соната для скрипки с фортепиано, которую исполнили Илья Гайсин и Карина Магакян. В концерте принимали участие певицы Юлия Каракасиян и Ксения Одинцова, а фортепианные партии исполняли Алексей Кудряшов, Иван Соколов и Елена Тарасова. В их интерпретации чувствовалось, с одной стороны, мастерство и зрелость, с другой — огромная симпатия к музыке, и со своей задачей — музыканты справились великолепно.


Видеозаписи классного вечера М. И. Кравченко

Зная, какую масштабную работу пришлось провести исполнителям, я решила обратиться к профессору Маргарите Ивановне Кравченко с вопросами о том, как протекала подготовка к концерту.

Маргарита Ивановна, какие сложности таит в себе камерная музыка Пуленка с исполнительской точки зрения?
Все зависит от индивидуального восприятия этой музыки. Можно увидеть в ней только ясность формы, мелодическую простоту, прозрачность тембров. Или изящество фразировки, интонационное богатство и глубокую искренность. Или эмоциональную насыщенность, проявляющуюся в драматических, иногда речитативных эпизодах, характерных для живой французской речи. Но все это — Пуленк, и от мастерства и интеллекта исполнителей зависит, насколько полноценно прозвучат его сочинения для современного слушателя.
Какое место в Вашей педагогической деятельности занимает музыка Пуленка?
Популярные сочинения Пуленка довольно часто играются студентами в концертах. Но в этом году прозвучали новые для многих любителей музыки циклы, прежде не исполнявшиеся. Благодаря титаническим усилиям Елены Тарасовой, взявшей на себя организацию фестиваля «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», а также фанатизму (в хорошем смысле) моих студентов Ивана Соколова, Алексея Кудряшова и Карины Магакян, мне кажется, мы вышли на качественно иной уровень исполнения этой музыки. Надеюсь, что и французский шарм сочинений Пуленка нам удалось сохранить.

Материал подготовила
Наталия Ренёва,
студентка V курса ИТФ

11 февраля 2009 года в Государственном Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки по окончанию шестого концерта фестиваля «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», в программе которого прозвучали вокальные циклы Прокофьева и моноопера Пуленка «Человеческий голос», состоялось вручение официального письма от директора Французского Культурного Центра в Москве Доминика Жамбона руководителю данной и еще нескольких программ, куратору фестиваля, Заслуженной артистке РФ, профессору Маргарите Ивановне Кравченко.

Москва, 21 января 2009

Французский культурный центр выражает благодарность куратору фестиваля «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», Заслуженной артистке РФ, профессору Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Маргарите Ивановне Кравченко за неоценимый вклад в развитие проекта, пропаганду творчества классика французской музыки XX века, высокий профессиональный уровень, представленный на этом фестивале молодыми музыкантами — воспитанниками класса.

Стилистически точные, художественно ценные интерпретации вокальных сочинений Франсиса Пуленка, сложившиеся под руководством Маргариты Ивановны Кравченко и предложенные вниманию московской публики, позволяют быть уверенным в том, что зарождение традиций исполнения неизвестных в России вокальных циклов композитора прошло успешно. Исполнительские интерпретации сочинений, уже известных московской публике, открыли новые горизонты в понимании творческого наследия Пуленка.

Безусловно, класс достоин занять место в числе ведущих и определяющих исследователей, исполнителей и пропагандистов творчества Франсиса Пуленка в России.

Французский культурный центр благодарит Маргариту Ивановну Кравченко за сотрудничество в рамках этого проекта и желает новых профессиональных свершений, а также больших успехов ее воспитанникам.

Доминик Жамбон, Директор ФКЦ в Москве

Откликнуться