Почему классическая музыка захлебывается в сарказме //

22 октября 2008 / Переводы, Трибуна

Джулиан Ллойд Веббер, один из самых известных виолончелистов в мире, отвечает на нападки против классической музыки. Не только в России об этом яростно спорят…

Столько сарказма витает в мире классической музыки в последние недели, что сторонний наблюдатель может подумать, а не собирается ли этот мир взорваться.

Главный Королевский музыкант, сэр Питер Максвелл Дэвис, атаковал наше совершенно филистимлянское правительство. Том Сервис из Guardian назвал Classic FM бестолковым аккомпанементом для нынешнего поверхностно-коммерческого времени.

На это директор Classic FM возразил, что классическая музыка должна быть доступной, а не превращаться в принудительный холодный душ, в то время как Шон O’Хэгэн из Observer пришел к выводу, что поп-музыка процветает, ибо она живет, дышит, это жизнеспособная часть современной культуры. В отличие от классической музыки. Величайшие композиторы которой мертвы, и эра которой давным-давно прошла.

Поскольку все это раздражение обсудили буквально за несколько дней (в ходе которых писатель и критик Норман Лебрехт продолжал рассказывать нам о том, что нет такой вещи, как новые классические CD, и что Элгар и царь Горох — одно и то же), то позволительно думать, что классическая музыка решительно стремится нажать свою красную кнопку.

Большая часть речи Максвэлла Дэвиса в Incorporated Society of Musicians — чистая правда, но он озвучил правду в таких экстремально-резких выражениях, что не мог не последовать столь же ядовитый ответ.

Я вполне понимаю отчаяние сэра Питера, но не уверен, что такой враждебный подход достигнет желаемого эффекта. Особенно когда его результатом становится безграмотное выступление малоинформированного О’Хэгэна против классической музыки.

Есть много прекрасных композиторов, пишущих сегодня — просто О’Хэгэн не знает их (я предлагаю ему послушать Джона Адамса 21 августа для начала).

Ведь в эпоху, когда классическая музыка в этой стране [Великобритания] по-прежнему неизменно на обочине (например, в прошлую пятницу умер Ростропович — один из величайших музыкантов, когда-либо живших на Земле — но это оказалось недостойным даже одного абзаца практически во всей воскресной прессе), мы, безусловно, должны быть едины, как никогда ранее? И, говоря «мы», я имею в виду всех нас, которые любят классическую музыку и которым надоело постоянно быть с ней на периферии.

Вот почему нападки Тома Сервиса на Classic FM кажутся бесполезными. Не только он говорит о Виолончельном концерте Элгара как «старой боевой кляче» (что делает большую часть моего лета потраченным впустую), но он окрестил музыку Карла Дженкинса «пустой коммерцией».

Я не эксперт по музыке Дженкинса, но играл его пьесу «Benedictus» — виолончельное соло из мессы The Armed Man — на премьере в 2000 году. С тех пор ее исполняли сотни раз, а когда недавно одна старушка спросила меня, «как называется та красивая пьеса для виолончели и хора», потому что ее муж умер, и она хотела бы, чтобы эту пьесу сыграли на его похоронах, — я точно знал, о какой пьесе она говорит.

Думаю, что современная классическая музыка все же приобрела больше приверженцев с того времени, как Джон Раттер был вынужден выпустить свой диск со словами «Вы можете удивляться тому, что диск вышел в августе. Это потому, что все критики сейчас в отпуске».

На вкус и цвет товарищей нет, и могу я просить о большей терпимости, о меньшем числе ссор и яростных споров до того момента, когда уже будет не о чем спорить?

…Закончим на более оптимистичной ноте: новость о том, что восемь британских оркестров объединились, чтобы найти способы пускать детей бесплатно на концерты, — это именно та новость, которую нам нужно слышать. Футбольные клубы делают такого рода вещи на протяжении многих лет, потому что они знают: если вы «поймаете их, пока они молодые», они будут поддерживать Вас всю жизнь.

Джулиан Ллойд Веббер
Статья опубликована на сайте Telegraph.co.uk 3 мая 2007 года
Перевод с английского — Владимир Громадин

Откликнуться