Огонь призвания //

22 декабря 2007 / Интервью, Фестивали, Юбилеи

щедрин16 декабря — день рожденья Родиона Щедрина. Свое 75-летие всемирно известный русский композитор, выпускник Московской консерватории, а ныне ее почетный профессор встречает на родине, в Москве, среди друзей и многочисленных почитателей его таланта.

В центре юбилейных торжеств в честь именитого музыканта, кавалера многочисленных почетных званий и наград мира, включая орден России «За заслуги перед Отечеством» II степени, — масштабный Фестиваль, который проводит Московская филармония. Два выдающихся дирижера Михаил Плетнев и Владимир Федосеев со своими оркестрами (РНО и БСО) — презентуют юбиляру симфонические вечера, в которых принимают участие такие знаменитости как Юрий Башмет (Concerto dolce), Давид Герингас (Parabola concertante), Денис Мацуев (Пятый фортепианный концерт).

И «дух великих» тоже витает рядом (прозвучат симфонические «Диалоги с Шостаковичем»). А Камерный хор Московской консерватории во главе со своим бессменным руководителем Борисом Тевлиным вновь исполняет хоровую оперу «Боярыня Морозова», премьеру которой они подарили слушателям менее года назад.

Композитор-Щедрин известен как прекрасный пианист, ученик самого Якова Флиера. И Большой, и Малый залы консерватории еще помнят его блестящие авторские выступления за роялем — именно здесь прошли многие премьеры. Цикл прелюдий и фуг, сонаты, «Полифоническая тетрадь», многочисленные пьесы, среди которых такие жемчужины как «Бассо остинато» или «В подражание Альбенису», не говоря о фортепианных концертах, — все это золотой фонд современной пианистической литературы, без которого профессионал обойтись не может. На юбилейном концерте-творческой встрече в Малом зале, которую ведет композитор Александр Чайковский, Р. Щедрин снова за роялем, исполняя вместе с Екатериной Мечетиной «Романтические дуэты» для ф-но в 4 руки.

Столь разнообразные концертные программы — симфонические, хоровые, камерные, фортепианные — под стать многоплановому и яркому дарованию юбиляра. К сожалению, богатую концертную панораму музыки Р. Щедрина в столице сегодня не сопровождает столь же внушительный театральный парад. А мог бы! Музыкальная Москва еще помнит эпохальные премьеры в Большом театре, где увидели свет рампы и долго шли его балеты — «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита» (которая до сих пор триумфально идет по миру), «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», и оперы «Не только любовь» и «Мертвые души» («Лолита» родилась уже за рубежом). Новые постановки театральных произведений Р. Щедрина, особенно оперы «Мертвые души», одной из вершин современного музыкально-театрального искусства, хочется верить, столичная сцена еще увидит.

6 декабря Родион Щедрин дал интервью нашей газете, которое мы с удовольствием представляем читателям «Российского музыканта».

— Родион Константинович! Московская консерватория приветствует Вас на пороге Вашего большого юбилея. Вы видите целую россыпь афиш Большого и Малого залов — и филармонических, и наших, консерваторских. Двухнедельный марафон, посвященный Вашей музыке, открывает вечер фортепианной кафедры профессора С. Л. Доренского, а закрывает вечер кафедры хорового дирижирования. А в середине еще симфонический концерт студенческого оркестра. Наверное, есть что-то символическое в том, что юные консерваторцы многократно будут играть и петь Вашу музыку в течение музыкальных торжеств? Ведь для Вас Московская консерватория тоже связана с прекрасными годами юности?

— К Московской консерватории у меня особое, очень нежное отношение. Это были замечательные годы, когда открывал я для себя безбрежный и величайший мир музыки. Способствовали тому легендарные учителя наши и мои дорогие однокурсники, как, впрочем, и «старшекурсники», и «младшекурсники»… Общение было и на концертах, и в кулуарах, и в перерывах за шахматным столиком, где мы играли блицтурниры, и в общежитии. Была очень интенсивная, насыщенная жизнь и, я бы даже сказал, экстатическая страсть к познанию чуда музыки. Учились не ради хорошей отметки, а движимые каким-то воистину внутренним огнем призвания быть музыкантом.

— Московские концерты — не единственные в череде музыкальных торжеств в Вашу честь. Они идут во многих других городах нашей страны и большого Зарубежья. Очевидно, декабрь — «месяц» Родиона Щедрина — в этом плане вырос до «года» музыки Щедрина?

— Да, Вы правы. В течение целого года в разных городах и весях, где-то более масштабно, где-то достаточно камерно, шли мои авторские концерты. В Италии, Испании, Франции, Сербии, в Лондоне и столице Шотландии Глазго. В Германии концерты прошли в нескольких городах — в Пассау, Штраубинге, большой концерт в «Concerthaus» в Берлине. Всего не упомнишь… 10 ноября прошел очень теплый юбилейный концерт в Мюнхене. Все еще продолжается: 13 января — Цюрих, 17-го — еще раз Берлин, 23-го — Амстердам, 1 февраля — Хельсинки, 9-го — Литва, 15-го — Париж… Слава Богу, музыкантская часть человечества не забыла о моем существовании! А если серьезно, то мне конечно, очень приятно, что эта дата не прошла незамеченной. Тем более, что моя инициатива здесь была равна нулю.

— В рамках юбилейных музыкальных событий мне посчастливилось слушать и смотреть оригинальную постановку: музыкально-сценическую интерпретацию Вашей русской хоровой литургии «Запечатленный ангел». Летом в Баден-Бадене, на сцене огромного зала «Festspielhaus» хоровая партитура «Ангела» предстала в облике вокально-хореграфического спектакля силами берлинской труппы «Staatsballett Berlin» и хора Берлинского радио. Это изысканное, завораживающее действо публика восприняла с большим воодушевлением и пониманием. А хор был просто исключительно хорош. Жаль, что Вы не могли это слышать и видеть.

— Мне и самому очень жаль. Я знал об этом необычном замысле, меня пригласили на этот спектакль и я намеревался непременно на нем быть. Но пришлось выбирать: в эти же дни в Италии Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина на международном фестивале «Mittelfest» исполнял «Боярыню Морозову». Я выбрал выступление наших музыкантов и не жалею: и хор, и солисты-певцы, и инструменталисты во главе с дирижером как всегда музицировали на высочайшем уровне и имели огромный успех (об этом событии наша газета писала в сентябрьском номере «РМ» — Т. К.).

— А что из прозвучавшего в этом году представляется Вам наиболее важным?

— Пожалуй, самым важным, самым ценным для меня было то, что состоялась долгожданная российская премьера оперы «Очарованный странник». Сначала в Петербурге, потом в Москве. Я ждал этого события долго.

— Почему? Трудности с исполнением? Но концертное представление сложнейшей партитуры «Очарованного странника» Валерием Гергиевым с солистами, хором и оркестром Мариинского театра, которое мы слушали в Москве 30 сентября, было просто совершенным!

— Причина прозаическая: Нью-Йоркская филармония, заказавшая мне «Очарованного странника», обладала правами на его исполнение в течение 3-х лет, и как «собака на сене» не давала разрешения ни на какое другое. И я ждал. Премьера в Нью-Йорке прошла в декабре 2002 года, ее готовил знаменитый Лорин Маазель. Готовил очень тщательно и исполнил прекрасно. Но то, как работал и затем исполнил в июле в Петербурге, а в сентябре в Москве Валерий Гергиев со своей замечательной труппой, меня просто потрясло. С благодарностью вспоминая, как все прозвучало, как слушал зал, как откликнулась пресса, я до сих пор испытываю глубокое удовлетворение. И я очень рад, что российское телевидение записало концерт и сделало телеверсию этого исполнения. Она должна выйти в эфир на канале «Культура» накануне моего календарного дня рожденья. Я жду этого события с большим нетерпением и радостью.

— Родион Константинович! Как понимаю, отношение слушателя к Вашей музыке важно для Вас. Я помню, как в одной из телепередач «Музыки наших современников» Вы заметили: «Для меня всегда главным было напряжение слушательской аудитории, напряжение зала… Если ты захватил человека, взял его слушательское внимание, значит — ты прав.». А куда сегодня идет музыка, которая не хочет потерять слушателя? Что сегодня ценится?

— Я отвечу примером. Недавно я был в Греции, куда меня пригласили председателем жюри международного конкурса композиторов до 40 лет отроду. Конкурса солидного — премия победителя составляла 10 тысяч евро. Ее получил испанец. Второе место завоевала кореянка, третье — грек. На последний тур были отобраны шесть сочинений, все для голоса с оркестром. Они прозвучали на заключительном концерте конкурса, в переполненном, вмещающем более 2-х тысяч человек, главном филармоническом зале Афин. Так вот в числе отобранных на этот последний тур сочинений ни авангарда, ни минималистов не было. Была музыка! Свежая, яркая и современная.

— Спасибо за беседу, за внимание к нашей газете. Мы все желаем Вам новых музыкальных свершений и долгих, ярких творческих лет!

Беседовала профессор Т. А. Курышева,
главный редактор «РМ»

Опубликовано в газете «Российский музыкант», декабрь 2007

Откликнуться