«Три клапана трубы…» //

12 июня 2009 / Концерт

Три клапана трубы,
Что нас объединяют, —
Бесценный дар судьбы,
Души диапазон!

В. Марголин

В. А. Новиков. Фото А. А. Паршина
В. А. Новиков. Фото А. А. Паршина

Для современных зарубежных трубачей давно стало нормой регулярное использование видовых инструментов в различных строях — как в сольной, так и в оркестровой практике. В программы конкурсов включаются старинные концерты с обязательным исполнением на видовых инструментах. В России подобная практика, обучение которой не является обязательным, появилась совсем недавно. Ее энтузиастом, активно способствующим введению в учебный процесс труб разных строев, стал профессор В. А. Новиков.

Концерты класса профессора В. А. Новикова, на которых ученики разного возраста демонстрируют свое владение инструментами, от года к году вызывают все больший интерес. В его классе звучат как произведения отечественных и зарубежных композиторов, ставшие классикой — А. Гедике, В. Пескина, Н. Ракова, А. Пахмутовой, Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Онеггера, Дж. Энеску, П. Хиндемита, Г. Томази, — так и новые сочинения современных авторов, таких как Л. Лядова, К. Уманский, Д. Уильямс, Й. Туррин, А. Визутти и другие. Вадим Алексеевич способствует пополнению и расширению трубного репертуара.

А. Корнильев
А. Корнильев

Особенно заметным стал концерт, состоявшийся 14 февраля в Рахманиновском зале: молодые трубачи показали высокую профессиональную школу, блестяще исполнив произведения в оригинале на тех инструментах, для которых они были написаны.

Вначале прозвучал Концерт А. Вивальди ре мажор для двух труб, который сыграли А. Корнильев и Г. Плескач (артисты оркестров Большого театра и ГАСО). Кроме трудностей исполнения в верхнем регистре, этот Концерт сложен в ансамблевом плане: две трубы, вступая в диалог друг с другом, должны сливаться по тембру, динамике и штриху, что, безусловно, является признаком высокого профессионализма (не говоря уже о мастерстве игры на трубе-пикколо, которую принято использовать в данном сочинении, и понимании стилистики барочной музыки).

В. А. Новиков
В. А. Новиков.

Ярко выступили студенты консерватории: М. Фатькин (работает в ГАСО) исполнил Концерт С. Леончик для трубы в строе «C», показав великолепное владение звуком и техникой; а С. Косицын (работает в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко) — давно не исполнявшийся Концерт З. Кржижека. Музыкантами с хорошей перспективой проявили себя и учащиеся ЦМШ, где В. А. Новиков начал преподавать в 2005 году и за такой короткий период подготовил прекрасных молодых исполнителей. А. Свиридов виртуозно исполнил Фантазию на венгерские темы В. Баха, а М. Гайдук блестяще сыграл на трубе-пикколо сложнейший Концерт ре мажор Г. Ф. Телемана, который часто включается в обязательную программу многих международных конкурсов. «Его игра сравнима с аудиозаписями лучших зарубежных трубачей. Подобного исполнения этого сочинения на эстраде мне не приходилось слышать. Это был самый яркий номер классного вечера», — сказал профессор после концерта. 

М. Гайдук
М. Гайдук

Ученики Вадима Алексеевича стали полноправными участниками смешанных концертов. Так, в 2006 году на юбилейном вечере композитора Л. Лядовой в Большом зале консерватории А. Карташев исполнил ее «Каприс» — новое сочинение для трубы, А. Корнильев представил вниманию публики свою трактовку Концерта для трубы с оркестром А. Пахмутовой, а в 2008 году на органном фестивале, посвященном А. Гедике, — Прелюдию этого композитора для трубы с органом. Тот же А. Корнильев с учащимся ЦМШ М. Гайдуком прекрасно сыграли двойной Концерт А. Вивальди в сопровождении камерного оркестра Э. Грача.  

Профессор В. А. Новиков не стоит на месте. Он постоянно обновляет репертуар, расширяет инструментарий, способствуя повышению исполнительского уровня отечественных музыкантов и укрепляя позиции нашей школы в мире. Уже сегодня у Вадима Алексеевича готов план концертных выступлений своего класса в следующем учебном году. Надеемся, что молодые исполнители вновь порадуют любителей трубы красивой игрой!

Александр Карташев,
аспирант МГК

Опубликовано в газете «Российский музыкант», май 2009

Откликнуться