Лундстрем и другие //

22 мая 2008 / Коллективы

лундстремВсё начиналось с творческого союза скрипача Леонида Лундстрема и пианистки Марии Воскресенской (он — племянник известного джазового музыканта Олега Лундстрема, она — дочь знаменитого пианиста Михаила Воскресенского). Концертная деятельность этого дуэта обратила на себя внимание публики ещё в 80-е годы. Л. Лундстрем, работая в оркестре Большого театра концертмейстером, стал приглашать музыкантов оркестра для участия в вечерах камерной музыки. Постепенно сложился коллектив из одиннадцати исполнителей: струнный квинтет, духовой квинтет и фортепиано.

С недавнего времени он стал называться Московский ансамбль камерной музыки «Традиция». В 2003 году из этого ансамбля выделилось трио — Мария Воскресенская, Леонид Лундстрем и Владимир Нор, — получившее имя «Лундстрем-трио».

Таким образом, творческий коллектив, руководимый Лундстремом, на удивление многолик. Музыканты могут объединяться в самые разнообразные составы и исполнять любую камерную музыку: дуэтную, для трио, квартета, квинтета, вплоть до… (Как правильно назвать ансамбль одиннадцати участников — «ундецимет»?) В одном концерте могут прозвучать скрипичные сонаты Бетховена, валторновое трио Брамса, квинтет с кларнетом Моцарта, а в завершение вечера на сцену выйдут все одиннадцать музыкантов и сыграют, к примеру, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или «Татарские буги-вуги». Репертуар ансамбля весьма широк. Хотя его основу составляет классическая камерная музыка, в концертных программах присутствуют и различные аранжировки, в том числе джазовые, специально сделанные Олегом Лундстремом.

И всё же сердцевиной многоликого коллектива является «Лундстрем-трио». Моё знакомство с ним началось с трио Чайковского «Памяти великого художника». Вспомнились слова Петра Ильича о том, что тембры скрипки виолончели и фортепиано, по его мнению, плохо сочетаются друг с другом, хотя Чайковский, написав музыку для такого состава, сам же эту мысль опроверг. На мой взгляд, трио — идеальный ансамбль, он позволяет и подчеркнуть индивидуальность его участников, и добиться слаженности, полноты звучания. Слушая игру «Лундстрем-трио», ясно ощущаешь своеобразие личности каждого из музыкантов: страстную увлечённость, темперамент Л. Лундстрема, благодаря которым постоянно поддерживается высокий эмоциональный тонус; чуткость и волевую сдержанность Марии Воскресенской, благородство Владимира Нора. Исполнители всегда сплочены, они словно ведут дружеский разговор — искренний и доверительный. И этот живой диалог не может не увлечь слушателя.

Обычно принято считать, что в камерном ансамбле все участники равноправны и, назвав одного из них лидером, можно «обидеть» остальных. Но всё же именно Л. Лундстрем, яркая и сильная личность, создаёт своеобразный облик коллектива. Он — идейный руководитель, незаурядный музыкант и оригинальный мыслитель; разговаривать с ним о музыке, о композиторском и исполнительском творчестве можно бесконечно, и собеседник получает истинное удовольствие от его неожиданных, порой даже парадоксальных высказываний.

«Что такое камерная музыка? Это возможность совершенствоваться и одновременно наслаждаться самым чистым, самым совершенным искусством», — сказал Леонид Лундстрем в одном из интервью. Слова эти можно было бы считать девизом «Лундстрем-трио». Классическая ансамблевая музыка в их исполнении действительно воспринимается как нечто прекрасное, совершенное, как источник чистого наслаждения.

Коллективу Лундстрема довелось неоднократно выступать за рубежом. За несколько лет они успели побывать во Франции, Испании, Бельгии, Польше, Японии, Китае, Корее. Но в Москве это имя встречается в концертных афишах довольно редко. А так хочется, чтобы искусство «Лундстрем-трио» и ансамбля «Традиция» стало доступно широкому кругу российских слушателей, чтобы как можно больше любителей музыки имели возможность насладиться игрой этих музыкантов!

Григорий Рымко,
студент III курса ИТФ

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», май 2008

Откликнуться