Г. Виноградов, Е. Красовская «Занимательная теория музыки»

12 апреля 2009 / Элементарная теория музыки

М., 1991. Издательство «Советский композитор».

Официальное описание Книга в доступной популярной форме знакомит с основами музыкальных знаний. Богатейший мир звуков рассматривается сквозь призму всеобщего закона симметрии, служащего единым стержнем для естественно-научного и гуманитарного способов познания, поэтому заокномерно обращение авторов к лингвистике, бионике, математике, физике, химии, социологии. Именно это смещение в область других наук делает книгу увлекательной и углубляет эрудицию читателей.

Неофициальное описание Когда-то — хотя и не столь уж давно — я (главред РМ 2.0) был обычным школьником, который параллельно с общеобразовательной школой учился в «музыкалке». Что-то в музыке получалось (преимущественно с трудом), что-то не получалось вовсе и главное — особенного желания заниматься этим неполучающимся не возникало. Скучно. Не особенно интересно. То ли дело полистать книги по биологии, художественную литературу, книги по русскому языку или энциклопедии из самых разных областей знаний. Или, на худой конец, одну из лежавших дома занимательных математических книжек.

Но когда-то мне, классе в четвертом или пятом, в библиотеке Дворца культуры (в котором и находилась ДМШ) попалась книга «Занимательная теория музыки». И она смогла заинтересовать меня музыкой. Дала возможность увидеть в ней не дополнение к чему-либо еще, а совершенно самостоятельную и самодостаточную сферу человеческой деятельности. Смогла связать воедино разные области знаний — но параллельно систематично изложить всю элементарную теорию музыки (которую я тогда не знал). Дала понять, что теория — это не непонятное разрешение неизвестно-зачем-нужных интервалов и аккордов (тем более на слух — в курсе сольфеджио в младших классах ДМШ), а особый способ понимания этого мира.

Та информация, которую я смог понять в этой книжке (не все было понятно, да и много музыки я еще не знал) — определила на годы вперед четко лежащую в моей голове систему элементов музыки в их взаимосвязи с остальным миром. Небольшая, в общем-то, книга смогла поведать так много о музыке, как никто в условиях групповых — да и индивидуальных занятий — не смог бы мне рассказать. Она спровоцировала и композиторское изучение музыкальных возможностей вплоть до самых сложных техник, и подтолкнула к теоретическому изучению музыкальных взаимосвязей уже в более сложно-традиционно-музыкальных книжках (от «Элементарной теории музыки» А. Н. Мясоедова до Большого Энциклопедического Словаря «Музыка»). Да, конечно, системное образование мне дали уже позже — фактически в ЦМШ. Но без этой книги я бы никогда не стал музыкантом: тот заряд, который она дала парнишке из далекого сибирского города, дал мне возможность найти себя в музыке, получить, в конечном итоге, высшее музыкальное образование — не потеряв детского интереса к познанию мира через музыку.

Смотреть и скачать книгу со Scribd’а

Откликнуться