Глава первая. Истоки

28 мая 2009 / Московская консерватория: материалы и документы

И вечно древо зеленеет…

Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского в 2006 году исполнилось 140 лет. Пройденный исторический путь зафиксировал великие свершения, художественные победы и творческие открытия. Мировое признание пришло к ней еще в начальный период деятельности, а позднее, в середине XX века, она становится ведущим музыкальным вузом страны, без которого невозможно представить развитие отечественной культуры.

Значение Московской консерватории раскрывается не только в конкретных музыкальных достижениях и ценностях, но и в комплексе художественных, педагогических принципов, складывающихся и эволюционирующих на протяжении десятилетий. Крупные мастера, работавшие в учебном заведении, да и все оно в целом знаменуют сочетание высокого профессионализма с масштабным просветительством, с бескорыстной преданностью идеалам большого Искусства, призванного духовно развивать и совершенствовать человека.

Отношение к искусству как к источнику гуманизма, средоточию добра и человечности является главной чертой художественной традиции Московской консерватории. Здесь корни многих устремлений: к универсальному, выходящему за цеховые рамки характеру образования музыкантов, к интернационализму, к открытости навстречу прогрессивным общественным движениям в России и в иных странах, к особого рода творческому демократизму, выраженному в сотрудничестве корифеев и начинающих.

Каждый исторический этап вносил свою лепту в богатый и сложный комплекс традиций вуза. Так рождался неповторимый процесс эволюции Московской консерватории — одной из наиболее известных высших музыкальных школ мира.

Сейчас трудно представить, что в России первой половины XIX века еще не существовало ни учреждений, занимавшихся организацией концертов, доступных широкому кругу слушателей, ни специальных учебных заведений, готовивших профессиональных композиторов, исполнителей, педагогов, исследователей. Основание Русского музыкального общества и возникших под его эгидой консерваторий было связано с ростом демократических тенденций, с подъемом культуры в нашем Отечестве.

В 1859 году было создано Петербургское отделение РМО и при нем в 1862-м — консерватория (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)1. Москва ненамного отстала от Северной Пальмиры и в полной мере воспользовалась опытом тогдашней столицы. В 1860 году здесь открылось свое отделение РМО, а в 1866-м — консерватория (сегодня Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского).

Два брата — великолепный композитор, пианист, дирижер Антон Григорьевич Рубинштейн в Петербурге и замечательный пианист, дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн в Москве — возглавили концертную жизнь и становление профессионального музыкального образования в крупнейших центрах России.

Известно, сколь непросто протекали описываемые процессы, какие баталии разворачивались в устных дискуссиях и в прессе, особенно на брегах Невы. Однако высокий накал борьбы различных групп и течений сочетался с серьезнейшим отношением к новым институтам, с внимательной разработкой основополагающих правовых, юридических документов, выражаясь современным языком, — законодательной базы. Об этом красноречиво свидетельствуют материалы по истории Московской консерватории, которые сохранились в Петербурге — в Российском государственном историческом архиве (РГИА) — и публикуются в настоящем альбоме (по большей части — впервые).

Список документов об образовании и первых годах становления Московской консерватории, находящихся в РГИА, сравнительно невелик — около сорока единиц хранения.

В основном это переписка министерств юстиции и народного просвещения с канцелярией великих князей, где документы должны были получить высочайшее одобрение и резолюцию (подпись) Его Императорского Величества.

Все рукописные документы собраны в синие канцелярские папки (дела) 25×40 см, в которые подшиты не только уже согласованные рескрипты, но и черновики писем и обращений в различные департаменты с правкой самих министров. Временной охват этих документов — от 1859 до 1914 года.

Большая часть документов озаглавлена: «Переписка Министерств внутренних дел, юстиции и финансов о введении нового Устава РМО…» — или: «…О разработке проекта Устава РМО и консерваторий»2. Первые Уставы Петербургской и Московской консерваторий были едины (поэтому часть документов обнаружена в фонде Петербургской консерватории), и лишь с 1878 года по являются ссылки на Устав Московской консерватории.

Очевидно, что часть положений Устава апробирована в Петербурге и затем, на основании полученного опыта, документирована и подана на рассмотрение и утверждение министерств.

Самый ранний документ — печатный экземпляр первого Устава РМО, высочайше утвержденного 1 мая 1859 года3. Это четырехстраничная брошюра книжного формата, где в 13 параграфах изложены цели и задачи общества, директорами которого являлись М. Ю. Виельгорский, Д. В. Каншин, В. А. Кологривов, А. Г. Рубинштейн, Д. В. Стасов. Ключевая мысль, зафиксированная в данном тексте, — «цель Общества: развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов».

По поводу музыкального образования в первом Уставе РМО сказано: «…для доставления желающим заниматься музыкою, в меру возможных к тому средств, при Обществе находится музыкальная библиотека и выписываются важнейшие музыкальные газеты и журналы». И лишь в проекте Устава 1865 года, значительно расширенного по сравнению с первым (39 параграфов), говорится, что одной из задач Общества является «учреждать начальные (элементарные) музыкальные классы и высшие музыкальные училища (консерватории)». Это был важнейший исторический шаг.

В данной же редакции Устава есть специальная статья, в которой учреждается пост президента РМО; его согласилась принять «Покровительница Общества Ее Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня Елена Павловна».

Последующие документы Министерства внутренних дел, согласовывающие с Министерствами юстиции и образования отдельные параграфы Устава, в которых утверждались различные финансовые и юридические права консерваторий, уже писались со ссылкой на резолюции Елены Павловны. Один из примеров — «Переписка законодательного отделения Департамента Министерства юстиции с Департаментом полиции исполнительной МВД о разработке проекта Устава РМО и консерваторий» 4:

Господину Министру Юстиции

Ее Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня Елена Павловна, по званию Президента Русского Музыкального Общества, изволила препроводить ко мне при рескрипте от 25 сего ноября5 для представления на Высочайшее утверждение, рассмотренное и одобренное Ее Высочеством, новые проекты Устава РМО и консерваторий.

Приведем фрагмент из уведомления, направленного на имя самой Елены Павловны6:

25 ноября 1866 года — 6 декабря 1866 года.

Вследствие рескрипта от 25 минувшего ноября считаю долгом довести до сведения Вашего Императорского Высочества, что для предварительно представленных на Высочайшее утверждение через Комитет министров препровожденных при том рескрипте проектов новых уставов Русского Музыкального Общества и консерваторий мною признано необходимым иметь заключения с Министром юстиции и финансов по пунктам 4, 5 и 38 проекта Устава РМО. По получении их отзывов я не замедлю представить означенные проекты на Высочайшее утверждение.

Все обсуждаемые в этих документах пункты подробнейшим образом прописывались и неоднократно согласовывались в виде многочисленных проектов уставов РМО и консерваторий. Вот пример7:

Господину Министру Внутренних дел

В прошедшем году, по ходатайству моему, Ваше Высокопревосходительство разрешили Русскому Музыкальному Обществу ввести в действие в виде опыта, на один год, новый устав сего Общества, с тем, чтобы по истечении сего срока, устав этот был представлен на законное утверждение. Рассмотрев ныне, дополненные, по указанию опыта, новые проекты уставов Русского Музыкального Общества и консерваторий, я нахожу их соответственными действительным нуждам Общества <…>.

Кроме основополагающих правовых положений интенсивно обсуждалась финансовая основа существования консерватории, необходимые размеры ежегодной государственной субсидии. Приведем выдержку из соответствующего документа, скопированного писцом:

Относительно субсидии Московской консерватории.

11 июня 1872. Подписано: Константин.

Московская музыкальная консерватория существует в Москве с 1866 года без всяких субсидий от Правительства, на счет капитала, собранного концертами Московского Общества, а также из пожертвований частных лиц.

Со дня открытия консерватории число учеников и учениц ежегодно вырастало и в нынешнем году их значится уже 225 чел. Так как каждый обучающийся в консерватории вносит ежегодно по 100 руб., между тем музыкальное и общее образование обходится Обществу в 180 руб. ныне запасной капитал Общества близок к истощению, консерватория не может существовать далее без ежегодной субсидии со стороны правительства в размере до 20 тыс. рублей, и с будущего года должна закрыться<…>8.

Ряд документов посвящен разработке структуры консерватории и учебных программ по научным (общеобразовательным) предметам9. При изучении этих источников видно, как стремительно укреплялось профессиональное музыкальное образование, как серьезно подходили дирекция РМО и правительственные департаменты к развитию консерваторий. Здесь нет возможности привести весь список научных дисциплин, которые предполагались к изучению в консерватории и обязательность в выполнении которых контролировалась Министерством народного образования. Сохранились многочисленные проекты этих программ и рекомендации по их расширению и дополнению в соответствии с требованиями времени. Процитируем важнейшие положения из уже упоминавшегося документа, составленного письмоводителем:

На подписанном Собственною Его Императорского Величества рукою написано:

«Быть по сему»

В Царском Селе, 30 мая 1878 года.

Главные основания Устава консерваторий Императорского Русского Музыкального Общества:

  1. Консерватории суть высшие специальные музыкально-учебные учреждения, имеющие целью образовать оркестровых исполнителей, виртуозов на инструментах, концертных певцов, драматических и оперных артистов, капельмейстеров, композиторов и учителей музыки.

  2. Предметы, входящие в состав преподавания в консерваториях, разделяются на предметы художественные и научные. Предметы художественные суть игра на инструментах, входящих в со став оркестра, а именно: струнные, духовые и ударные, игра на фортепиано, игра на органе, пение, теория музыки, история искусства, эстетика, сценическая игра, декламация и мимика, танцы и проч.<…>10.

И еще одна цитата из этого же документа:

«Составные части управления каждой консерватории суть директор, художественный совет, научный совет, инспектор консерватории и инспектор научных классов».

Далее приводится объемный свод положений, в которых подробно прописаны все функции каждой структуры высшего музыкального учебного заведения11.

Выработанная в то время система управления консерваторий в значительной мере сохранилась до наших дней, доказав свою жизнеспособность, в чем можно убедиться, ознакомившись с некоторыми документами, приведенными в данном разделе Альбома. Наряду с ними сюда включены уникальные источники, так или иначе связанные с историей консерватории и подаренные замечательными людьми — истинными знатоками и любителями музыкального искусства.


  1. Название города и, соответственно, консерватории в разные эпохи изменялось. В Альбоме будет использоваться название «Петербургская консерватория» [обратно]
  2. В подлинных документах дается полное название — Русское музыкальное общество. Здесь и далее для экономии места используется аббревиатура. (Название «Императорское русское музыкальное общество» и аббревиатура ИРМО утвердились с 1869 года.) Цитаты из документов, хранящихся в РГИА, приводятся в современной орфографии (за исключением прописных и строчных букв, которые сохранены в неизменном виде); синтаксис оригинала также сохранен. [обратно]
  3. Ф. 1286. Оп. 27. 1866–1867. Д. 267. [обратно]
  4. Ф. 1405. Оп. 64. 1866–1867. Д. 6221. [обратно]
  5. Об учреждении в Москве музыкального училища (первоначальное название консерватории. — Прим. ред.) при РМО. Ф. 1286. Оп. 26. 1866. Д. 602 [обратно]
  6. См. документ: «Переписка законодательного отделения Департамента Министерства юстиции с Департаментом полиции исполнительной Министерства Внутренних Дел о разработке проекта Устава РМО и консерваторий». Ф. 1405. Оп. 64. 1866–1867. Д. 6221. [обратно]
  7. О новых уставах для Русского Музыкального Общества и консерваторий. Ф. 1286. Оп. 27. 1866–1867. Д. 267. [обратно]
  8. О положении Московской музыкальной консерватории. Ф. 1286. Оп. 33. 1872. Д. 240. [обратно]
  9. См., к примеру, документ: «Переписка Департамента полиции исполнительной Министерства Внутренних Дел с Министерством народного просвещения об утверждении учебных программ Петербургской и Московской консерваторий, утвержденных Царем 30 мая 1878 г.». Ф. 733. Оп. 193. 1878–1881. Д. 769. [обратно]
  10. См. сноску 1. [обратно]
  11. Катонова Н. Ю. Документы из РГИА // Музей МГК, 2005 (рукопись). Ф. 36 (Альбом «Московская консерватория»). С. 1–4. [обратно]

Откликнуться