Благодарная память //

20 мая 2008 / Фестивали

ГайдамовичБольшим событием уходящего сезона стал Фестиваль «Дань почтения Мастеру», посвященный 90-летию Татьяны Алексеевны Гайдамович (1918-2005). Помимо десяти концертов, прошедших в Малом и Рахманиновском залах, в Зеркальном зале Института искусствознания, в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, проводилась и научно-практическая конференция «Педагог, ученый, просветитель».

 А. Гайдамович принадлежит к ряду крупнейших фигур российской культуры, повлиявших на развитие отечественного музыкального искусства.

Своей многогранной деятельностью она вписала одну из ярких страниц в историю Московской консерватории. С ней так или иначе связаны творческие биографии всех участников Фестиваля: играли коллеги, ученики и друзья Татьяны Алексеевны, молодые музыканты, совершенствующие свое исполнительское искусство в классах ее учеников, лауреаты конкурса камерной музыки имени С. И. Танеева, созданного Т. А. Гайдамович, наконец, лауреаты нового конкурса, посвященного ее памяти. Поразительная преданность своему Учителю объединила несколько поколений блестящих исполнителей, став подтверждением несомненной истины, что неизбежность прощания, не имеющая власти над драгоценностью творческого и человеческого общения, преображает уважение и почтение в благодарную память.

6 мая, в день 90-летия со дня рождения Т. А. Гайдамович, в Малом зале состоялось торжественное открытие Фестиваля. Вступительное слово профессора А. С. Соколова предварило концертную программу юбилейного дня. В исполнении Т. Алиханова и Камерного оркестра Московской консерватории п/y Ф. Коробова, Ансамбля «Opus posth» под руководством Т. Гринденко, артистов Государственного квартета имени Бородина и «Московского трио» прозвучали сочинения Шостаковича, Гайдна, Моцарта, Ксенакиса, Аренского. Впечатляющему открытию Фестиваля предшествовал своеобразный эпиграф — дуэтный вечер М. Федотова и Г.Петровой, исполнивших три сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена.

Основную часть Фестиваля составили интереснейшие программы камерной музыки. Подлинные жемчужины камерно-ансамблевого репертуара звучали в исполнении А. Бондурянского, Н. Коган, Г. Жислина, Р. Багдасаряна, В. Попова, Государственного квартета имени Шостаковича, «Брамс-трио», И. Силивановой и М.Пурыжинского, «Credo-квартета», Е. Ревич и К.Маслюка, П. Седова и В.Юницкого, О. Севидовой и А.Севидова, М. Паршиной, А. Анчевской, Е. Марковой, О. Галочкиной, А. Селезнева и Т.Оганезовой. Символично, что в заключительном концерте 15 мая принимали участие не снискавшие мировую славу ансамбли, но исполнители, стоящие в начале своего творческого пути, — лауреаты первого конкурса камерных ансамблей имени Т. А. Гайдамович. Завершила концерт Соната  С. Франка в исполнении Д. Шварцберг и Б.Петрушанского с последующим, сыгранным ими на бис, «Дифирамбом» Стравинского.

Излишне говорить о высочайшем художественном уровне, отличавшем выступления как признанных мастеров, так и начинающих исполнителей. Однако, сочетание неповторимости творческого облика каждого и ясного ощущения преемственности традиций, некой общей «черты», их всех объединяющей, заставляет размышлять о впечатляющих результатах педагогики Т. А. Гайдамович. Вероятно, секрет плодотворности ее метода заключался не только в стремлении передать ученикам тонкости ремесла, внушить понимание ответственности и необходимости взаимного уважения, но и в поддержке внутренней потребности к творческому поиску и сценическому общению, названной одним из воспитанников Т. А. Гайдамович «ощущением сотворчества».

Вспоминаются слова одного из учеников Татьяны Алексеевны: «Только очень счастливые люди могут сказать, что у них в жизни вообще был Учитель с большой буквы».

Опубликовано в газете «Российский музыкант», май 2008

Откликнуться