Памяти Луиджи Даллапикколы //

22 января 2008 / Личности

ДалапикколаВ 2004 году исполнилось бы 100 лет со дня рождения итальянского композитора Луиджи Даллапикколы (1904-1975), одного из самых значительных музыкантов ХХ века. Именно ему принадлежит заслуга обращения итальянских композиторов к принципам новейшего искусства. В зарубежной литературе есть мнение, что Даллапиккола по праву должен быть почитаем среди «пророков новой музыки», наравне со Стравинским и Шенбергом.

Для пропаганды его музыки много сделал Э. В. Денисов. И хотя в России имя Даллапикколы стало известным в 1960-е годы, за прошедшие 40 лет из всего богатейшего наследия композитора оказались подробно изученными только его оперы, но и они не звучат на наших сценах…

На родине композитора во Флоренции в честь его столетнего юбилея (2004) была организована международная научная конференция «Луиджи Даллапиккола в свой век». Часть заседаний проходила в знаменитейшем Палаццо Веккио. Пройдя через двор с изящным фонтаном Верроккьо и поднявшись по широкой лестнице Вазари, участники конференции попадали в роскошный зал, так называемый «Салон пятисот», богато украшенный живописью и скульптурой, где в эпоху Возрождения, после изгнания Медичи из Флоренции, собирался Большой Народный Совет. Часть заседаний проходила в Палаццо Строцци — другом ренессансном дворце. А теперь в этих исторических стенах собрались друзья композитора и музыковеды со всей Италии, а также из Австрии, Германии, США, Англии и Франции, чтобы в теплой обстановке поделиться своими воспоминаниями и размышлениями о личности и творчестве итальянского мастера ХХ столетия.

В этом году во Флоренции, в издательстве «Leo S. Olschki Editore» вышел долгожданный том, составленный по материалам этой конференции. Включающий более 500 страниц, он наконец сделает доступными широкой публике почти все из прочитанных тогда интереснейших докладов. Среди участников — крупнейший специалист по творчеству Даллапикколы  Ф. Николоди с докладом на тему «Даллапиккола: мастер, который еще найдет своего исследователя»; авторы ценнейших монографий Д. Кемпер с докладом об отношениях Даллапикколы и Ноно, М. Руффинис докладом «„Улисс“ как неоконченное приношение Шенбергу» и С.Саблич с докладом «Возможный источник для театра Даллапикколы». И. Стоянова, наша выпускница, работающая в Париже, прочитала доклад «Даллапиккола — Берио и эстетика авангарда». Большой интерес вызвал и доклад немецкого метра В. Остхофа о вокальной лирике Даллапикколы и контексте ее возникновения. Исследователи по сути осветили почти все жанры и многие проблемы творчества композитора, с особенным вниманием к его последней опере «Улисс».

Книга отражает выдающееся событие. Памятная конференция была настоящим праздником для ценителей прекрасного, вполне достойным Флоренции и Италии. Среди ее организаторов — научно-исследовательский центр «Кабинет Д. П. Вьессе», получивший свое название по имени женевского купца, собиравшего в этом доме итальянских и европейских ученых и литераторов (его частыми гостями были Леопарди, Мандзони, а также Стендаль, Золя, Шопенгауэр, Марк Твен, Достоевский и многие другие). Сотрудники научного центра искренне преданы памяти Даллапикколы, своего великого соотечественника, и надеются, что и в России у него будут такие же верные друзья. Главный организатор конференции Ф. Николоди придумала красноречивое название своему докладу, говоря о мастере, «который еще найдет своего исследователя». Кто знает, может быть, он уже находится среди нас?..

Екатерина Дубравская,
студентка IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», январь 2008

Откликнуться