«Борис Годунов» в Мариинке //

22 декабря 2007 / Опера

Борис Годунов в Мариинке
С появлением кино и телевидения значение театра как самого яркого зрелища постепенно уходит. По массовости и общедоступности воздействия театральное искусство уступает огромной индустрии кинематографа. Эффекты, производимые оперной машинерией, выглядят наивно в сравнении с компьютерными. Опера не современна. И сегодня обычной стала режиссерская практика осовременивания оперы. Попытка приблизить ее к сегодняшней реальности осуществляется чаще всего простым способом: ремарка «действие происходит в XVI веке» заменяется на «действие происходит в XXI».

Постановка шедевра М. П. Мусоргского на сцене Мариинского театра придерживается другой тенденции. Спектакль возобновляет постановку Андрея Тарковского (премьера которой состоялась на сцене Ковен-Гардена в 1983 г.), режиссер Иркин Габитов, дирижер Александр Поляничко. Это традиционный спектакль, ориентированный на достоверное воспроизведение исторической обстановки, чему соответствуют декорации и костюмы. Режиссерский замысел исходит из невмешательства в авторский текст, в организм оперы как художественное целое. Во всем чувствуется бережное отношение к музыке (редакция 1869 г. со включением польского акта), прозвучавшей без каких-либо купюр и перестановок.

Однако ощущения чего-то устаревшего не возникло. Стремление к исторической достоверности удачно сочеталось с созвучными нашему времени минимализмом и универсализмом. На протяжении всего спектакля один и тот же «задник» представлял стены (будто бы кремлевские, изнутри) с намеком на купола где-то наверху. Этот фон был подходящим и для коронации царя Бориса, и для сцен в Чудовом монастыре и на литовской границе, и даже для всего польского акта. К «заднику» только добавлялись некоторые предметы: изящный стул-трон Марины Мнишек, стол и кувшин с вином в корчме, лавки, на которых сидели бояре. Каждый раз историческая обстановка создавалась минимумом средств-символов.

Секрет успеха постановки «Бориса Годунова» в Мариинке оказался прост: грамотное и вдумчивое исполнение великого произведения. Именно такая трактовка дала возможность оценить Мусоргского как величайшего композитора-драматурга. Эта опера не теряет своей актуальности никогда. Она современна и на уровне идей и смыслов, и на оперной сцене.

Анастасия Новосёлова,
студентка IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», декабрь 2007

Откликнуться