От авангарда к соцреализму //

23 ноября 2007 / В череде событий

Игорь Воробьев15 мая в Конференц-зале под эгидой Центра современной музыки состоялась лекция музыковеда из Санкт-Петербурга Игоря Воробьева под названием «От авангарда к соцреализму».
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классам композиции и музыкальной теории, Игорь Воробьев сочетает в себе широкий спектр музыкальной деятельности. Он автор множества сочинений для оркестра, вокальных и вокально-симфонических произведений, струнных квартетов, сонат для различных инструментальных составов. Как музыковед И. Воробьев известен своей исследовательской деятельностью в области раннего русского и советского авангарда 10-х и 20-х годов прошлого века. Наиболее крупным его трудом является книга «Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-х и 1930-х годов» (СПб., 2002; 2006). Ту же линию продолжает работа «Композиторы русского авангарда» (СПб., 2007), написанная в соавторстве с А. Синайской. Это исследование содержит очерки о жизни и творчестве таких композиторов, как М. Матюшин, А. Лурье, В. Щербачев, Г. Попов и А. Мосолов.

И. Воробьев совместно с композитором И. Рогалевым является организатором фестиваля «От авангарда до наших дней», проводимого в Петербурге с 1992 года. В рамках этого мероприятия было исполнено множество редких сочинений, например, симфоническая поэма И. Шиллингера «Октябрь», Первый концерт для скрипки и оркестра Н. Рославца, первые две части из «Предварительного действа» Скрябина, завершенного Александром Немтиным (дирижер А. Дмитриев, солист А. Любимов). Кроме того, на фестивале ежегодно звучат сочинения И. Стравинского, Б. Бартока, П. Хиндемита, С. Прокофьева, К. Дебюсси, а также ныне живущих петербургских, московских и зарубежных композиторов.

На лекции, прочитанной в консерватории, Воробьев показал сходство и различия между феноменами авангарда 10-х и 20-х годов и соцреалистическим искусством 30-х годов, наглядно продемонстрировав, как первое явление перешло во второе. Он проследил, каким парадоксальным образом тоталитарное искусство на уровне мировоззрения воспроизводит признаки авангарда (прежде всего его русского варианта начала ХХ века). Согласно Воробьеву, основными чертами авангарда являются эстетика отрицания, антиромантизм, праздничность, футурологическая и социально-политическая направленность. Все эти свойства, но в несколько ином претворении нетрудно обнаружить и в искусстве сталинского режима. Докладчик проиллюстрировал свои тезисы, опираясь на музыкальные примеры — «Октябрь» Шиллингера, сочинения Шехтера и Давиденко 20-х годов. Его лекция вызвала оживленный интерес среди студентов и преподавателей.

Вечером того же дня в Гостиной П. И. Юргенсона прошел концерт из произведений И. Воробьева, в котором прозвучали Струнный квартет, Соната для фортепиано соло и Соната для альта и фортепиано. Сочинения были исполнены силами Ансамбля современной музыки Института имени М. М. Ипполитова-Иванова (ныне «Ансамбль ХХ век») под управлением М. Ходиной. Композитор прочитал собственные стихотворения и вместе с солисткой Мариинского театра О. Воробьевой исполнил несколько романсов для голоса и фортепиано на стихи русских поэтов.

Приезд  И. Воробьева в Москву стал значительным событием в столичной культурной жизни. Приятно осознавать, что таким образом был также проведен мост между Московской и Петербургской консерваториями. Музыкант успешно показал себя с самых разных сторон, раскрыв все грани своего масштабного дарования.

Опубликовано в газете «Российский музыкант», ноябрь 2007

Откликнуться