Состязание или бизнес? //

23 мая 2007 / Трибуна

Всё, что происходит в современной российской системе музыкальных конкурсов, схоже с общемировыми тенденциями. В целом, в мире намечается девальвация значения слова «конкурс».

Количество состязаний неуклонно растет, порождая среди конкурсантов и организаторов неопределенность. Теперь практически в любой французской или итальянской деревушке проходят конкурсы, которые дают победителю одну и ту же приписку в афише — «лауреат международного конкурса». Растет количество лауреатов премий, а в туристическом бизнесе появился стабильный творческий контингент, который постоянно ездит на конкурсы.

В связи с этим я вижу три острейшие «конкурсные» проблемы. Первая — падение качественного уровня. Вместо того чтобы углубляться в музыку, в ее содержание, работать над «техникой», конкурсанты проводят время в самолетах, гостиницах, ездят на конкурсы, чтобы зарабатывать деньги, но не занимаются должное количество времени настоящим искусством.

Ко второй проблеме отношу ажиотаж стремления к победе, который во многом культивируют непосредственно преподаватели. И все просто: победа какого-нибудь студента или ученика дает преподавателю полное право повысить ставку за частный урок. А этим процессом никто не может ни руководить, ни как-то его контролировать.

И последняя актуальная проблема — бурный расцвет конкурсной «мафии». Многие «маститые музыканты» практически целый год разъезжают по миру в качестве членов жюри. И, вступив в сговор, «дарят» ученикам друг друга лауреатские звания. Соответственно, исчезает объективность жюри. Даже если организаторы конкурса ставят обязательным условием — «ученики членов жюри не имеют право выступать на конкурсе», то нет никаких гарантий, что тот или иной студент не занимается с членом жюри частным образом.

Но, несмотря на нередкую ангажированность жюри, падение качественного уровня конкурсантов, излишний преподавательский ажиотаж, победа на солидном конкурсе является важным этапом в биографии музыканта и дает ему «дорогу в жизнь». И во многом ответственность за качественное проведение состязания лежит именно на организаторах.

Остается чуть больше месяца до XIII Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Чем он станет — творческим состязанием или очередным бизнес-проектом в области культуры?

Павел Тарасов,
студент III курса
Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», май 2007

Откликнуться