Конкурс Гедике. Играет Константин Волостнов

10 ноября 2008 / I конкурс органистов имени А. Гедике

Подробнее о Первом Международном конкурсе органистов имени А. Ф. Гедике (1-15 сентября 2008 года)

Играет Константин Волостнов, лауреат первой премии

В. А. Моцарт Фантазия фа минор KV 608

Н. Де Гриньи «Tierce en taille», «Dialogue»

О. Мессиан «Бог среди нас»

Р. Леденёв «Диптих»

2 комментария на “Конкурс Гедике. Играет Константин Волостнов”

Сергей 19 апреля 2009 в 14:55

Волостнов - настоящий виртуоз!

кирилл 10 декабря 2009 в 17:28

это точно… он недавно был у нас в красноярске, я до сих пор под впечатлением от его игры

Откликнуться

 

го внимания. 

Славный охотник маркиз Дампьер и его музыкальные затеи

В нежном возрасте приятный, хотя и простого происхождения ребенок становится пажом при сестре короля, затем переходит к герцогу Майнцскому. При герцогском дворе Марк-Антуан особо отличился в игрой на музыкальных инструментах и участием в охотничьих забавах, которые считались в ту пору великим искусством! Он славно играл на виолах и скрипке, но страстно любил все, что связано с охотой. В 1698 ему присвоено дворянство и поручено руководство всей охотничьей службой герцога. А в 1722 Дампьер получает почетный и значимый титул маркиза Меню-Плезир (департамента развлечений короля), участвует во всех королевских охотах, совершенствует музыку охотничьих церемониалов и вызывает восхищение игрой на тромп де шасс. В ту пору кто-то из придворных сочинил поговорку, дошедшую до наших дней:

Когда Дампьер в свой рог трубил,
Весь двор в восторг он приводил.

Ранняя тромп полутора оборотов
Ранняя тромп полутора оборотов

Предполагается, что в 1698 году Дампьер создал свою первую модель тромп, изящный медный инструмент полутора оборотов, сечением ствола 12 мм и маленьким,  14 см в диаметре, раструбом, очень похожий на валторну, с диаметром корпуса 48 сантиметров. Это был, как настаивают современные поклонники охотничьей музыки, инструмент, игравший в до мажоре. Его надевали через плечо, а трубили держа горизонтально, раструбом назад. В 1723 Дампьер с мастером Ле Бреном создал следующую модель, тоже полутора оборотов трубки, общая длина которой составляла 405 сантиметров (12 футов) при диаметре корпуса 72 сантиметра — почти вдвое больше инструмента, который мы зовем валторной. Отныне и до нашего времени тромп получила строй D.

 

Тромп «Дофин» in D трех с половиной оборотов ствола
Тромп «Дофин» in D трех с половиной оборотов ствола

Последнее детище Дампьера — тромп, созданная в 1729 году, и, по случаю рождения наследника Людовика XV названная «Дофин». Эта модель была еще длиннее — 450 сантиметров (почти 14 футов)! Но она не была больше, потому что трубка ее свернута в три с половиной оборота, а диаметр корпуса составил лишь 54 см. Зато она звучала мягко и певуче, оставшись в употреблении до XIX столетия. 

Фут — английское слово, обозначавшее размер ступни. Во французском языке этот термин  — pied (буквально — «ступня») мог обзначать различную длину: «королевский pied» времен Людовика XIV — чуть больше 35 см.

О тромп никогда не говорили «играть», только «трубить» или «сигналить» (sonner). Маркиз Дампьер как обер-егермейстер Людовика XV командовал охотничьими экипажами Льва и Лани, но остался в памяти потомков виртуозным музыкантом, который «трубил» в оркестре и соло, даже музицировал перед королем. Никакой концертный репертуар его неизвестен, да и существовал ли он вообще? Французская национальная библиотека сохранила множество охотничьих сигналов, приветственных фанфар, их сочинял даже король. Музыка Дампьера впервые была собрана королевским библиотекарем Филидором в 1705 году под названием «Все сигналы тромп для охоты», но  никаких иных пьес, кажется, не было.

В 1734 году напечатан поэтический трактат Жана Сере де Рье «Дары детей Латоны», во второй части которого — «Диана» — автор повествует о «благородном искусстве охоты на оленя» и приводит немало охотничьих сигналов, включая сочинения Дампьера. Этот труд запечатлел музыкальные традиции королевских охот первой трети XVIII столетия, где тромп была непременным и излюбленным атрибутом.

Охотничьи и приветственные фанфары играли и ансамблем, чаще из трех, но иногда из четырех и более исполнителей. Сохранившиеся ноты показывают, что в ту пору на тромп использовали лишь 4 — 6 натуральных звуков между 4 и 12 обертонами.

Можно ли рассматривать охотничьи фанфары как музыку, тем более — серьезную? По нынешним временам — вряд ли, но в XVII — XVIII их оценивали именно так, ведь охота составляла значительную и важную часть повседневной жизни дворянства, а ее музыкальное сопровождение почиталось искусством достойным и изысканным. Тромп звучала на пирушках после удачной охоты, в охотничьих ариях и дивертисментах, упоминалась в пьесах и стихотворных поэмах. Однако ее использование никогда не выходило за рамки стиля охотничьих фанфар, пусть и разнообразных, но построенных лишь на звуках мажорного трезвучия. И эта традиция явно всех устраивала.

Историки охоты во Франции утверждают, что модель «Дофин» существовала вплоть до 1830-х годов, хотя к тому времени к ней устойчиво пристало название «Дампьер». Одновременно, в 1818 году, построена еще одна модель тромп, названная «Орлеанской» по имени герцога Луи-Филиппа Орлеанского. Усовершенствованная в некоторых деталях мастером Перине в 1855 году, «Орлеанская» тромп осталась излюбленным и широко распространенным инструментом да наших дней. У нее три с половиной оборота при длине ствола 454,5 сантиметров. 

Современный ансамбль любителей тромп
Современный ансамбль любителей тромп

Важно отметить, что Орлеанская модель, будучи 14-футовым инструментом, приспособлена к альтово-теноровой тесситуре, как и большинство современных ей валторн, тогда как ранняя тромп Дампьера —  сопраново-альтовая.

Десятки обществ любителей тромп де шас действуют в наши дни, создана Международная федерация тромпистов, проводятся праздники и фестивали. Читатель без труда может ознакомиться не только с их деятельностью, но и со звучанием инструментов, набрав в Интернете «trompe de chasse». Сообщества тромпистов свято хранят старые традиции, и потому манера их игры позволяет уверенно и ясно различить звучание тромп и валторны. Вряд ли стоит описывать словами звучание малознакомого инструмента, можно лишь констатировать: оно совсем иное.

Чтобы увидеть этот инструмент, совсем необязательно ехать за моря и океаны. В Петербургском музее музыкальных инструментов в центре экспозиции медных духовых разместилась замечательная trompe de chasse, хотя хранители, похоже, об этом не догадываются…

Тромп де шас в коллекции Санкт-Петербургского музея
Тромп де шас в коллекции Санкт-Петербургского музея

Все сказанное выше вовсе не означает, что старинные валторну и тромп можно всегда различить по внешнему виду. Есть настолько схожие старинные модели, что и опытные валторнисты затрудняются в их классификации. К тому же помимо описанных существовали и малые восьмиоборотные тромп (очень похожие на «баховскую трубу» Готфрида Райхе), и средние (удивительно напоминающие «гайдновскую» валторну), и большие, так что время находок и сюрпризов еще не ушло. И здесь хорошо бы определить, как нам называть эту тромп де шас, чтобы не путать ее с архаичной валторной — кор де шас: охотничьей трубой, рогом, или еще как-нибудь? В итоге это покажет лишь время. Может быть, слово «тромп» со временем утвердится в русском языке так же, как это было с незнакомыми словами «бассетгорн», «сузафон», «эуфониум», «гекельфон»… Но было бы опрометчиво именовать ее трубой. Во всяком случае, профессионалы вполне могут настаивать на том, что всякий инструмент кольцеобразной формы принадлежит к семейству валторн, а всякий вытянутый в длину, хоть и овальный, — к семейству труб. Иначе не избежать путаницы, свойственной детям (но иногда, скажем по секрету, и некоторым ученым), именующим тромбон большой трубой, а тубу — очень большой трубой. Не менее интересно и то, что мы не можем с уверенностью утверждать, игралась ли та или иная партия в начале XVIII века на тромп или на валторне in D.


  1. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди. М., 2005, с. 76. [обратно]

Страницы: 1 2

Один комментарий на “Валторна: были и небылицы”

Виталий 10 февраля 2010 в 14:36

Очень хорошая и грамотная статья.Техника Кларино,это действительно большая проблема,даже не из за консерватизма музыкантов,проблема скорее в редкости исполнения данных произведений,а это расслабляет музыкантов и дает им уверенность в ненужности владения этой техникой.На самом деле,для этого нужен только специальный мундштук и валторна с Hoch(F/Es)кроном.Другой вариант,если эту музыку приходится исполнять часто,то фирма Finke выпускает отличные инструменты для исполнения барочной музыки.Подводя итог выше изложенному,могу сказать,что проблема школы кларино зависит больше от финансового положения музыканта и желания решить эту проблему.

Откликнуться