Чувство приобщения к истории //

13 октября 2008 / Былое

Страницы: 1 2

Валерий Семенович Бояринов

Архив Московской консерватории хранит немало интересных документов, рассказывающих о судьбах разных людей. Часть из них стала творческой элитой России, а часть осталась «в тени». Редкие архивные документы, о которых сейчас пойдет речь, повествуют о человеке, много сделавшем для консерватории, но оставшемся неизвестным. Главный казначей консерватории Валерий Семенович Бояринов родился в городе Кексгольм Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского. Имел жену и 5 дочерей. Валерий Семенович был человеком высокообразованным, об этом свидетельствуют документы его личного дела, в частности, Свидетельство, выданное преподавателем коммерческих наук, Членом Французской Национальной Академии, Почетным Членом — Корреспондентом Парижской Академии — Стефаном Яковлевичем Лиленталем.

Его заслуги перед консерваторией можно оценить, если учесть, что состав консерватории — как студенческий, так и преподавательский — расширялся с каждым годом. О том, как нелегко было управляться с финансовым аппаратом такой большой организации, напоминают первые отчеты Московского отделения РМО. Многие из них заканчивались «криком о помощи» — консерватории денег не хватало. На время работы Бояринова в консерватории — с 1894-года вплоть до революции 1917 года — приходится важное событие, требовавшего тяжелого труда. Это строительство нового здания консерватории.

Причины неизвестности Бояринова естественны — он не внес прямого вклада в творческую историю консерватории. Тем не менее, как главный казначей консерватории Бояринов был отмечен высокими наградами. Валерию Семеновичу присуждена Светло-бронзовая медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых и две Серебряные медали: на Александровской ленте в память Императора Александра III и на Андреевской ленте в память Священного Коронования Их Императорских Величеств.

В 1904 году Директора московского отделения РМО поздравляли Бояринова: «За десять лет безукоризненного, честного и аккуратного труда, временами бывшего очень тяжелым, Вы привели в полный порядок и образцово поставили порученную Вам часть, Вы потрудились особенно много при всей операции постройки нового здания Консерватории и Вашей работой, рвением и знанием дела снискали общее уважение».

Имя Валерия Семеновича Бояринова мы открыли благодаря его личному делу, сохранившемуся в архиве Московской консерватории.

Александра Ивановна Губерт

Следующая фигура имела прямое отношение к студентам, не только как преподаватель, но и как талантливый администратор. Александра Ивановна Губерт, урожденная Баталина, родилась 11-го января 1850 года. После получения аттестата «Домашней Учительницы» Александра Ивановна поступила в консерваторию. В мае 1872-го года ей был выдан один из первых консерваторских дипломов — под номером за № 4, — подтверждающий звание Свободного художника. (Личный архив Губерт  А. И. хранится в архиве ЦММК (до 50), документы с 1886г. по 1934 г.)

В сентябре 1875 года Губерт была приглашена в Московскую Консерваторию для преподавания класса фортепиано. Должность младшего преподавателя, которую она занимала, в 1878 году переименовали в Ординарного преподавателя (на основании нового устава консерваторий, утвержденного в 1878 г.). Затем последовали повышения до старшего преподавателя, а затем и профессора 1-й степени (1901 год). Общий преподавательский стаж Губерт составил более 50 лет.

Но не с этим связана главная роль Александры Ивановны в жизни консерватории. В 1889 году Губерт стала Инспектором консерватории, встав во главе административно-учебной части. Должность инспектора была, по сути, второй по значимости после директора. Именно инспектор наделялся директорскими полномочиями при отсутствии последнего.

…А. И. Губерт, по отзыву Чайковского, «хорошая пианистка», была ученицей Н. Г. Рубинштейна (окончила в 1872 году). Как свидетельствуют современники, она восприняла от своего учителя также организаторские и административные качества. Сначала она преподавала игру на фортепиано для вокалистов, а затем сменила Альбрехта на должности инспектора и, по словам М. М. Ипполитова — Иванова, «превзошла всех инспекторов, бывших до нее в мужских костюмах. Точность исполнения, заботливость об учащихся и их материальном положении сделали из нее легендарного инспектора…» И учебная, и концертная жизнь консерватории была ее стихией: она составляла расписание учебных занятий по всем классам, распределяла учащихся по группам музыкально- теоретических и научных дисциплин, контролировала все эти занятия, а также организовывала закрытые и публичные ученические концерты, следила за порядком на репетициях и т. п…

Г. А. Прибегина
«Московская консерватория 1866-1991»
Москва, «Музыка». 1991

Об инспекторской деятельности Губерт писал в 1910 году председатель дирекции Московского отделения РМО:

Овладев в совершенстве техникой этого сложного и крайне ответственного дела, отличаясь в тоже время необыкновенной аккуратностью и работоспособностью, А. И. Губерт является для Консерватории в высшей степени необходимым человеком, в особенности при возможности смены директоров консерватории через каждые три года.

Все профессиональные достоинства Александры Ивановны были отмечены в письме консерваторской дирекции в РМО. Губерт — а) педагог с широким музыкальным горизонтом, исключительно работоспособный и добросовестный, положивший начало музыкальному образованию ряда видных деятелей; б) необычно даровитый администратор < …>, упорядочивший постановку учебного дела; в) один из первых по времени редакторов инструктивных и музыкально-художественных изданий; г) автор четырехручных переложений для ф — но < …> симфонических произведений русских композиторов (в частности она переложила для фортепиано увертюру к опере Чайковского «Воевода»).

Необычайную ценность работы Губерт в консерватории подтверждает и ряд наград: 1) серебряная медаль на Александровской ленте в память императора Александра III; 2) серебряная медаль на Андреевской ленте в память Священного Коронования их императорских величеств; 3) Золотая медаль на Анненской ленте за 25-тилетнюю службу с надписью «за усердие».

Когда Александра Ивановна решила выйти в отставку, Дирекция консерватории ходатайствовала перед Председателем ИРМО [Императорского Русского музыкального общества], принцессой Еленой Георгиевной Cаксен — Альтенбургской о назначении Губерт усиленной пенсии.

После революции 1917-го года, когда многие оценки менялись на противоположные, деятельность Александры Ивановны сохранила свою значимость. 14 января 1927-го года Совет Народных комиссаров РСФСР присвоил ей звание заслуженного деятеля искусства, поставив в один ряд с более известными сегодня именами — Николаем Мясковским, Константином Игумновым, Александром Гольденвейзером, Александром Гедике.

Знакомство с документами архива дает нам прекрасную возможность узнать подробности как об отдельных личностях, так и исторической обстановки в целом. Погружение в сам документ дает непередаваемое чувство приобщения к истории.

Трушкова Раиса Николаевна,
заведующая Архивом Московской консерватории

Страницы: 1 2

2 комментария на “Чувство приобщения к истории”

Опанасенко Александра 15 февраля 2009 в 15:01

Спасибо!Бояринов В.С.мой прадед.Его дочь Чиннова( Бояринова) Н.В.была арестована и сослана в 1937г,как жена врага народа,все архивы-изъяты НКВД.Вы подарили надежду на востановление корней.

Кирикова Глафира 20 февраля 2009 в 10:15

Извините, могли бы помоч мне разабратся Думаю что Глафира Кирикова родствиница моего деда. пожалуйста напишите мне ее дание, имя очества и когда родилас в какой семе. Собираю своих предкох и хотела бы разрешит, кто такая Глафира Кирикова, потому что у моего деда била и тета и сестра Глафира, так может быт что ето она. Спасибо Вам огромное, Татьяна

Откликнуться