«Musica theorica» и курс гармонии Ю. Н. Холопова //

4 ноября 2008 / Musica theorica

Musica Theorica: все 13 выпусков

Кафедра теории музыки Московской консерватории представляет проект «Musica theorica: работы студентов в рамках курса гармонии Ю. Н. Холопова». Статьи студентов историко-теоретического факультета Московской консерватории, — это сжатое изложение их курсовых работ по гармонии, которые пишутся на втором курсе. Предложенная читателю подборка — своего рода творческий отчет, который, увы, появляется уже после кончины основателя и руководителя курса в 1980-2003 годах профессора Юрия Николаевича Холопова и его ученицы и постоянного редактора последних лет, профессора Валерии Стефановны Ценовой, которая вела этот курс с 2003 по 2007 год.

Юрий Николаевич Холопов и его курс гармонии

Юрий Николаевич ХолоповЮрий Николаевич начал преподавать гармонию у теоретиков в возрасте 47 лет. Он был к тому времени одним из признанных лидеров советских музыковедов молодого поколения, автором четырех монографий и ряда концепционных статей по проблемам современной музыки, истории музыкально-теоретических систем и другим. Однако среди них не было учебных пособий — они появятся позже в прямой связи с курсом гармонии, который он разработал к началу осени 1980 года. В общих своих чертах структура курса сохранялась в течение четверти века.

Холоповский курс гармонии является в нескольких отношениях уникальным и принадлежит, по нашему мнению, к выдающимся достижениям русской музыкальной педагогики. Уникальность заключается в радикализме задач, который профессор ставил перед собой и своими учениками: выработать и освоить в учебном порядке универсальную методику гармонического анализа, которая позволила бы на высоком уровне решать теоретические проблемы музыки самых разных стилей и эпох, в том числе новейшей. Необходимо было преодолеть отставание вузовского курса гармонии (да и самой музыкальной теории) от стремительно эволюционировавшей композиторской техники, отставание, которое невыгодно отличало советское музыкознание на пороге последней трети ХХ века от танеевского периода в отечественной теории музыки, когда имелся аналитический аппарат, вполне пригодный для изучения музыки того времени. Одним из «вождей» такого обновления науки и музыкальной педагогики был Ю. Н. Холопов. Неслучайно поэтому, что из двух лет прохождения гармонии в консерватории второй год был отведен им целиком музыке ХХ века, а первый — уяснению «пути к новой музыке», которым прошла европейская профессиональная традиция с эпохи барокко до позднего романтизма.

Книги Ю. Н. Холопова
Книги Ю. Н. Холопова, легшие в основу его курса гармонии

Хотя новый курс был создан не без учета опыта некоторых учебных пособий, ориентированных на прохождение стилевого курса гармонии (например, Мессиана и де ла Мотта) и содержал оговоренные заимствования задач Аренского, Способина, Хиндемита и Мессиана, однако все в целом — структура и программа занятий, типы заданий, методика гармонического анализа — было переплавлено мощной творческой мыслью основателя курса — выдающегося музыканта, педагога и теоретика музыки — в совершенно своеобразное целое. Фактически тогда же, в 1980 году, Ю. Н. Холопов создал учебник, машинописные страницы которого еженедельными «порциями» выкладывались в читальный зал консерватории. В них студенты находили подробные и очень увлекательные комментарии к заданиям, написанные как доверительные дружеские письма (впрочем, начисто лишенные при этом малейшего намека на фамильярность; это вообще отличало отношения Холопова с учениками). Из этих, с годами уже обветшавших, машинописных экземпляров с заданиями и выросло дополненное очерками о гармонии разных стилей — от Баха до Денисова и Булеза — и подготовленное ученым к печати при помощи В. С. Ценовой за полгода до кончины учебное пособие «Гармония. Практический курс». Из этого издания можно получить представление как о структуре курса в целом, так и о видах еженедельных заданий, объединенных в триаду «АПИ»: анализ, письменные и игра.

Курсовые работы

Написанию курсовой работы отводился 3-й семестр (осень-начало зимы на втором курсе); со временем студенты получили в этом семестре даже специальный — второй — час по индивидуальной гармонии, на котором ассистенты Ю. Н. Холопова — своего рода проводники, умеющие прокладывать маршрут в незнакомой местности и помогающие студенту не сбиться с курса при выполнении еженедельных заданий — получили возможность осуществлять регулярное руководство работой над курсовой.

Для студентов это была первая кульминация в профессиональной консерваторской жизни. Курсовой работе по гармонии Юрий Николаевич уделял особое внимание. Он всячески подчеркивал, что не делает скидок на возраст и неопытность: «в каждой работе должна быть настоящая научная проблема, только — маленькая».

Темы

Темы он предлагал, в основном, сам, студенту позволялось только подать листок с перечнем 4-5 тем, выбранных из списка, в порядке убывания интереса к ним. Окончательное же распределение было делом педагогов, прежде всего руководителя курса. Попытка предложить какое-то произведение или фигуру композитора в качестве темы курсовой по гармонии была практически обречена на провал, поскольку заявивший таким образом о сфере своих интересов чаще всего не был способен ни на что иное, кроме признаний в любви к названным объектам, и был совершенно не в состоянии ответить на ласково обращенный к нему вопрос: «А какая здесь научная проблема?» Может создаться впечатление, что отношения складывались по принципу крестьянского брака: «стерпится–слюбится», однако, справедливости ради следует заметить, что число тем в холоповском списке превышало количество студентов, что темы эти охватывали музыкальные стили и музыкальную теорию самых разных эпох — на любой вкус, и к тому же были нарядно и остроумно сформулированы, так что за них хотелось приняться. Вот некоторые примеры курсовых тем:

  • У берегов новой гармонии: песни Мусоргского
  • Как Прокофьев учился гармонии
  • Русская сказка в новой гармонии: «Сказка о солдате» Игоря Стравинского
  • Учебник гармонии по-древнегречески
  • «Passus molliusculus»: о хроматической гармонии А. П. Бородина
  • Гармоническая хронология ХХ века: к истории идей, открытий, шедевров

Курсовая — обсуждение — конференция

Помнится, у Юрия Николаевича в читальном зале были две папки, в которых он оставлял очередное недельное задание с пояснениями, одна зеленая, другая — красная. Задания 1-му курсу, который не трудился еще над курсовой работой, но только выбирал тему и «пристреливался» к ней, вникая в литературу, клались в первую («вы у нас пока зеленые», — говорилось на первом занятии), для 2-го курса, который вплотную приступал к делу, — во вторую, красную («уже созрели»). Впрочем, в холоповской теплице урожай собирали вдумчиво, не сразу срывая плоды. Сначала работа представлялась на зачете в зимнюю сессию, где происходило ее обсуждение (с ней подробно знакомился один из педагогов бригады — так сказать, официальный рецензент). Затем, в начале IV семестра, курсовая дорабатывалась в соответствии со сделанными замечаниями и сдавалась уже в чистовом варианте. Но и на этом дело не заканчивалось. Юрий Николаевич — «чтобы все было как у взрослых!» — ввел на курсе с начала 90-х годов репетицию публичной защиты научной работы. По материалам своих курсовых работ студенты должны были приготовить 15-минутное выступление на студенческой конференции, которую Юрий Николаевич назвал Musica theorica.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Наставления, которые Ю. Н. Холопов давал своим студентам, как следует приступать к подготовке статьи для сборника: аудиозапись с лекции

На эти конференции он приглашал московских композиторов — маститых и молодых, которые охотно откликались, показывали свои сочинения и комментировали их. «В гости» к Ю. Н. Холопову приходили Ю. Каспаров, И. Кефалиди, В. Мартынов, В. Тарнопольский и другие. Звучание на конференции живого композиторского слова, прослушивание новейших сочинений, краткие доклады самого Ю. Н. Холопова делали ее событием не только в жизни студентов и их педагогов, но и консерватории в целом.

Наконец, по инициативе Ю. Н. Холопова, все материалы студенческой конференции в переработанном виде учащиеся готовили для сборника.

Сборники Musica Theorica

Musica Theorica: все 13 выпусков
Все вышедшие на сегодняшний день 13 выпусков Musica Theorica, изрядно потрепанные в читальном зале Московской консерватории

В работе с В. С. Ценовой — бессменным редактором 12-ти ежегодных сборников студенческих работ по гармонии «Musica theorica» — студенты приобретали опыт подготовки к печати собственного текста в соответствии с принятыми редакторскими и полиграфическими нормами. В сборники включались не только дайджесты студенческих курсовых, но все, что бывало на конференции. В них, таким образом, попадали тексты выступлений руководителя курса и его гостей. К некоторым студенческим статьям также прилагались интервью с композиторами, взятые при участии научных руководителей в ходе работы над курсовой: это интервью с С. Губайдулиной, Э. Денисовым, В. Екимовским, В. Сильвестровым. Некоторые работы содержат приложения, представляющие собой перевод редких труднодоступных материалов, непосредственно связанных с темой. Включения перечисленных здесь уникальных материалов делало сборники, которые в единственном экземпляре хранились в читальном зале консерваторской библиотеки имени С. И. Танеева, библиографической редкостью. Сейчас материалы этих сборников доступны в нашей электронной библиотеке.

Интернет-публикация корпуса написанных студентами работ по гармонии имеет целью представить научную панораму холоповского курса как целое, поэтому предполагается выложить сборники Musica theorica полностью, не исключая никаких материалов. Это мотивировано тем, что, с одной стороны, большинство статей молодых музыковедов выполнено на весьма высоком для их возраста научном уровне. С другой стороны, некоторая неравноценность статей (заставлявшая руководителя курса иногда повторять иные темы, отправляя их «на переплавку») естественна и не является препятствием для главной задачи: представить принципы холоповской методики обучения гармоническому анализу и навыкам научной работы, основные из которых следующие:

  • музыкальность анализа
  • точное осознание и формулировка гармонической проблемы (предполагает уверенное знание курса в целом)
  • ясное обоснование методов ее решения
  • верность терминологии (творчество в этой сфере не исключается)
  • функциональный подход к анализу системы гармонии (если в теории нет подходящей к изучаемому гармоническому стилю функциональной системы, надо ее сочинить)
  • включение в работу любого — исторического, музыкально-эстетического, этнографического, филологического, музыкально-акустического и т.д. — контекста в той мере, в какой это требует музыкальное чувство автора, поставившего своей целью анализ звуковысотной структуры

Прошедшие курс

Из тех, кто прошел холоповский курс гармонии и чьи работы представлены в настоящей интернет-публикации, немало молодых музыковедов, которые, окончив аспирантуру, защитили кандидатские диссертации. Среди них есть и те, для кого именно тема курсовой работы по гармонии переросла в непосредственно или косвенно продолжающую ее тему дипломной работы, а та — в тему диссертационного исследования.

Руководители работ

Остается перечислить имена ассистентов Ю. Н. Холопова. Тех, кто в 1980 году начинал работу в его бригаде, Юрий Николаевич упомянул сам в статье «Проблемы вузовского специального курса», опубликованной в консерваторской газете «Советский музыкант» после летней сессии 1982 года, то есть тогда, когда он подвел итоги впервые проведенного курса. Конечно, тогда еще не было ни студенческих конференций, ни сборников, из которых можно было бы нам узнать, о чем писали упомянутые в той статье студенты. Но достаточно сказать, что впоследствии некоторые из этих бывших студентов своими монографиями сделали честь отечественному музыковедению.

Мы же назовем имена научных руководителей только тех работ, которые были опубликованы в студенческих сборниках Musica theorica:

Экзамен по гармонии, июнь 2002 года
Экзамен по гармонии, июнь 2002 г. Слева направо: Т. А. Старостина, М. И. Катунян, Е. А. Николаева, Г. И. Лыжов, М. Хорькова (студ.), В. С. Ценова, Ю. Н. Холопов.

Экзамен по гармонии, июнь 2002 года
Экзамен по гармонии, июнь 2002 г. Слева направо: М. И. Катунян, Т. А. Старостина, И. К. Кузнецов, М. Хорькова (студ.), Г. И. Лыжов, В. С. Ценова, Ю. Н. Холопов.

Откликнуться