Трибуна

Трубадуры XXI века //

1 декабря 2008 / Комментариев нет / Трибуна

Кто такие уличные музыканты? Современные трубадуры и скоморохи или уличные бродяги? А может быть, это люди, больше всего на свете любящие свободу? Что заставило их выйти на улицу: стиль жизни, нужда?

Невольно вспоминается один из любимейших мультфильмов — «Бременские музыканты», герои которого — верные друзья, ведущие свободный и независимый образ жизни, веселые, неунывающие, дружно выходящие из самых сложных ситуаций. Не правда ли, очень привлекательный образ? Ведь жизнь их полна приключений, в ней нет рутины, она состоит из постоянных переездов, новых мест, новой публики. Это ведь счастье — зарабатывать на жизнь собственным искусством!

Далее…

Пожалейте исконную культуру! //

30 октября 2008 / Один комментарий / Трибуна


Фольклорный ансамбль Московской консерватории в Малом зале Московской консерватории. Фото с официального сайта ансамбля

Народный хор — что стоит за этим понятием? Коллектив профессиональных музыкантов, ансамбль народных исполнителей или специфический термин в среде музыковедов-фольклористов?

На первый взгляд, в нем нет ничего особенного для музыканта: слово «народный» означает участие народа, а «хор» — вполне академическое, профессиональное и привычное для слуха определение. Но почему этот термин вызывает такую негативную оценку у фольклористов, в чем заключается его противоречие?

В нашей грандиозной по масштабам стране исторически сложилось не только сословное, но и, как следствие, культурное расслоение общества на образованную аристократию, ориентированную прежде всего на западную культуру, и необразованное крестьянство, у которого возникло свое уникальное самобытное искусство. Численность крестьян в сотни раз превосходила всех остальных, и распространение народной культуры было повсеместным.

Далее…

Серьезная проблема //

29 октября 2008 / Комментариев нет / Переводы, Трибуна

Хотелось бы написать о серьезном, о том, что кажется мне одной из самых серьезных проблем, стоящих перед классическим музыкальным мейнстримом сегодня.

Организации, работающие в области классической музыки, охотно занимаются пропагандой и образованием, пытаясь восстановить свою аудиторию и полагающееся им культурное влияние. Занимаются страстно и глубоко. Люди, участвующие в этом, любят классическую музыку от всей души и верят — опять же всем сердцем — что другие люди тоже могут любить ее.

Но что-то они упускают. Они не спрашивают, каков этот мир вокруг. Они не интересуются людьми, которых пытаются увлечь. Кто эти люди? Какая культура у них уже есть — каковы их вкусы, интересы, обязательства, стремления?

Далее…

Почему классическая музыка захлебывается в сарказме //

22 октября 2008 / Комментариев нет / Переводы, Трибуна

Джулиан Ллойд Веббер, один из самых известных виолончелистов в мире, отвечает на нападки против классической музыки. Не только в России об этом яростно спорят…

Столько сарказма витает в мире классической музыки в последние недели, что сторонний наблюдатель может подумать, а не собирается ли этот мир взорваться.

Главный Королевский музыкант, сэр Питер Максвелл Дэвис, атаковал наше совершенно филистимлянское правительство. Том Сервис из Guardian назвал Classic FM бестолковым аккомпанементом для нынешнего поверхностно-коммерческого времени.

На это директор Classic FM возразил, что классическая музыка должна быть доступной, а не превращаться в принудительный холодный душ, в то время как Шон O’Хэгэн из Observer пришел к выводу, что поп-музыка процветает, ибо она живет, дышит, это жизнеспособная часть современной культуры. В отличие от классической музыки. Величайшие композиторы которой мертвы, и эра которой давным-давно прошла.

Далее…

Друзья ли нам композиторы-электронщики? //

15 октября 2008 / 24 комментария / Переводы, Трибуна

Композиторам электроакустической музыки предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем они подружатся с аудиторией и исполнителями (и это говорит композитор, довольно успешно работающий в этой сфере). На прошлой неделе я читал лекции на втором курсе музыкального колледжа, и что вы думаете? Только двое из второкурсников знали какую-нибудь электроакустическую музыку, из них один был композитором, другой недавно услышал мой Восточный Пик (Eastern Pinnacle) для кларнета и CD. Еще более удивительно: они только что прошли блок электроакустической музыки в рамках курса музыкальной истории/литературы.

Далее…

Признайтесь, вам так же скучно, как и мне… Отклик //

8 октября 2008 / Комментариев нет / Переводы, Трибуна

Ответ на спорную, но остропроблемную статью Джо Квинена «Признайтесь, вам так же скучно, как и мне». Перевод с портала guardian.co.uk специально для «Российского музыканта 2.0»
Джо Квинен не любит современную музыку. За-ме-ча-тель-но. Но я удивляюсь, где он был последние 30 лет.

Бог ты мой. Почитав Джо Квинена, можно подумать, что мы действительно должны отбросить всю современную классическую музыку как тупую потерю времени, что все созданное композиторами за последние 100 лет — лишь воплощение Закона монументального высокомерия, попытка великих, но деспотичных композиторов века убедить публику (против ее воли), что атональный ужас или, как Квинен говорил о Бёртвистле, «погребальное кошачье пение» жизненно необходимо для выживания музыки как вида искусства. Переходя к вопросу денег, он писал, что у современной классической музыки нет аудитории и что вообще модерновая/модернистская музыка по сей день — всего лишь чистое разорение; вспоминается фраза Квинена из его обзора Бёртвистловского МинотавраNewsnight Review) о том, что все это самая возмутительная «обманная уловка культуры».

Далее…

Признайтесь, вам так же скучно, как и мне //

1 октября 2008 / Комментариев нет / Музыка современности, Переводы, Трибуна

«Сатьяграха» Филиппа Гласса, постановка Английской национальной оперы в сотрудничестве с Improbable. Фотограф: Тристрам КентонСцена из оперы «Сатьяграха» Филиппа Гласса , постановка Английской национальной оперы в сотрудничестве с Improbable. Фотограф: Тристрам Кентон

Статья с заостренно проблемным содержанием, безусловно, крайне спорная, но столь же бесспорно не лишенная зерен истины. Перевод с портала guardian.co.uk специально для «Российского музыканта 2.0»
После 40 лет и 1500 концертов, автор «произносит запретное»: современная классическая музыка — абсолютная пытка, и у ее поклонников нет никаких оснований быть настолько самодовольными…

Во время недавнего радио-интервью между актами в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, одна известная певица заявила, что она не может понять, почему аудитория настолько неохотно слушает новую музыку, хотя и вполне готова принять участие в спортивных мероприятиях с куда более неопределенным результатом. Это сумасшедшая аналогия. Проведя большую часть прошлого века в написании музыки, понимаемой немногими и приносящей удовольствие еще меньшему числу людей, первосвященники музыки теперь изображаются как ни в чем не повинные жертвы отсутствия воображения у публики. Если зрители не знают заранее, кто победит, Надаль или Федерер, но по-прежнему любят Уимблдон, то почему им не нравится, когда разъяренный ударник играет кучу жестких раздробленных аккордов на его электрической маримбе? Что с ними случилось?

Далее…

О формах бытования академической музыки //

30 сентября 2008 / Комментариев нет / Музыка современности, Трибуна

Оркестр и хор в Большом зале Московской консерваторииКаждый, кто хотя бы раз был на концерте академической музыки, без труда опишет не знающему, что это такое. Какой-нибудь красивый зал с множеством сидений и балкончиками, чем-то похожий на театр. Зрители чинно сидят по местам и аккуратно хлопают в положенное время. Музыканты в строгих костюмах занимают строго определённые места на сцене и играют исключительно на инструментах симфонического оркестра, или же поют в особой, академической манере пения. Свет обычно не выключают, разве что сцену подсвечивают чуть ярче, чем партер с амфитеатром. Перед выступлением долго и пафосно объявляют, кто и что будет сегодня играть, и потом порою перед каждым номером напоминают, кто именно сейчас находится на сцене. Инструменты звучат «как есть», без микрофонов, усиления и звукорежиссёра с пультом посреди зала, поэтому музыку редко можно назвать громкой.

И как-то привычно думать, что вот это и есть серьёзная, академическая музыка, и что такой антураж просто необходим для музыки «о высоком». А, собственно, почему?

Далее…

Взгляд студента: Болонский процесс //

23 сентября 2008 / Комментариев нет / Трибуна

Болонский процессВ последний год над консерваторией нависла «угроза» — Болонская декларация, или, как ее часто называют, Болонский процесс. Разговоры вокруг этого становятся жарче с каждым днем. А финальный итог всего хода событий — просто непредсказуем. В консерваторских кругах этa проблема распространяется только на музыковедов, в связи с чем найти поддержку в среде исполнителей довольно трудно. Отстаивать свои позиции музыковедам приходится в полном одиночестве. Но выстоит ли отечественная система научного музыкального образования против натисков идущих свыше?

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 Вперед