Личности

Огонь самоотдачи //

22 января 2009 / Комментариев нет / Личности

Владислав Геннадиевич Соколов28 декабря 2008 г. (15 декабря — по старому стилю) исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного хорового дирижера, народного артиста СССР, педагога, композитора, музыкально-общественного деятеля, лауреата Государственной премии РФ имени Глинки, лауреата премии Ленинского комсомола, профессора и заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории В. Г. Соколова (1908-1993).

Имя Владислава Геннадиевича неразрывно связано с Московской консерваторией, в стенах которой он учился и впоследствии учил более шестидесяти лет. Артист, дирижер, мастер хора, человек высочайшей культуры и энциклопедических знаний, общественный деятель и плодовитый композитор, добрый наставник и мудрый педагог — все это сплавилось в нем цельно, объемно и продуктивно.

Далее…

Питер Филлипс в Московской консерватории //

29 декабря 2008 / Комментариев нет / В череде событий, Личности

Питер Филлипс
Питер Филлипс

С 20 по 22 ноября Московская консерватория принимала у себя в гостях Питера Филлипса (Peter Phillips). Для поклонников старинной музыки его приезд стал едва ли не главным музыкальным событием минувшей осени! П. Филлипс — основатель и руководитель прославленного вокального ансамбля «The Tallis Scholars», которому уже больше 30 лет, исследователь полифонической музыки Ренессанса, автор книг, посвященных музыке этого периода (а также, к слову, и кулинарных книг), директор музыки Мертон-колледжа в Оксфорде, культовый персонаж для любителей и знатоков старинной музыки. Его трехдневный визит включал мастер-классы, концерт с участием вокального ансамбля «Интрада», а также лекцию, посвященную английской музыке эпохи Возрождения.

Главными героями лекции были композиторы, а по совместительству и певцы Английской Королевской капеллы XVI века. Питер артистичным рассказом переместил публику почти на полтысячелетия назад и с некоторым огорчением заметил, что, дирижируй он Королевской капеллой в ту эпоху, среди певцов в подчинении у него находились бы Т. Таллис, У. Берд, Т. Томкинс… Рассказ об особенностях полифонических сочинений этих композиторов сопровождался превосходными записями «The Tallis Scholars», передающими самый дух музыки. В числе прочего было показано удивительное сочинение — 40-голосный мотет Таллиса, в честь которого и назван ансамбль.

Далее…

Моя жизнь с технологиями. Часть вторая //

26 ноября 2008 / Комментариев нет / Личности, Музыка современности, Переводы

Статья одного из самых известных современных композиторов — Стива Райха, в которой он рассказывает о своем творческом пути сквозь призму технологий — тех, которые были вокруг него, формируя его композиторские взгляды, и тех, которые он использовал при создании своей музыки. Вторая половина статьи охватывает период от известнейшей пьесы Piano phase через Drumming, Tehillim и Макинтоши до начала 90-х. Читайте также первую половину статьи (от детства до знаменитых It’s gonna rain и Come out).

1967–1970

Piano phase

Вскоре после завершения Come out я стал подумывать о написании живой инструментальной музыки. К несчастью, мне тогда казалось немыслимым, чтобы два человека могли исполнить тот последовательный процесс фазового сдвига — ведь изобретен он был и предназначался для магнитофонов. С другой стороны, я не мог придумать ничего более интересного для живых инструментов, чем фазовый сдвиг. В результате в конце 1966 года я записал короткий повторяющийся паттерн, сыгранный на фортепиано, закольцевал его и затем попытался играть вместе с этим лупом, как будто я был вторым магнитофоном. К моему удивлению, я, хоть и не достигая совершенства машины, все же смог достаточно к нему приблизиться; одновременно я получал удовольствие от полностью нового и очень радостного способа игры, который был полностью разработан заранее и уже свободен от письменной нотации, давая мне возможность полностью погрузиться во время игры в слушание.

Далее…

Нами руководит гармония //

25 ноября 2008 / Комментариев нет / Личности

«Трактат о гармонии» Жана-Филиппа РамоОсенью этого года французский музыкальный мир праздновал знаменательную дату — 325 лет со дня рождения композитора и теоретика музыки Жана-Филиппа Рамо. Это событие без преувеличения можно отнести к разряду значимых не только для Франции, но и для всей европейской музыкальной культуры.

Жан-Филипп Рамо — один из редких примеров сочетания выдающихся дарований композитора и, одновременно, музыкального ученого. Если музыку Рамо мы еще можем слышать, то о второй области его деятельности в нашем Отечестве известно очень мало. Однако его научные достижения можно назвать базовой основой современной науки о гармонии и результаты Рамо-ученого не утратили своей актуальности и по сей день. Более того, в педагогическую практику прочно вошли его открытия, ныне кажущиеся извечными, такие, как обращение аккордов, как осознание функциональных взаимосвязей аккордов мажорно-минорной системы, доныне не исчерпавших своих возможностей. Зарубежное теоретическое музыкознание уже давно признало огромные заслуги Рамо как основоположника нового европейского учения о гармонии и тональности.

Далее…

Соц-арт в багровых тонах //

18 ноября 2008 / Комментариев нет / Концерт, Личности, Фестивали

Имя Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953) в широких музыкантских кругах известно не очень хорошо. Оно отсутствует в энциклопедиях и справочниках, даже в сети Интернет удается добыть о нем очень скудную информацию. Так что премьеру Камерной симфонии 22 сентября 2008 года на XI международном фестивале «Московский форум» можно считать открытием: перед московской публикой предстал яркий, самобытный художник. Его музыка ворвалась в зал подобно порыву свежего ветра.

Далее…

Концерт и мастер-класс Небойши Йована Живковича //

6 ноября 2008 / Комментариев нет / Встреча, Личности, Фоторепортажи

Концерт и мастер-класс Небойши ЖивковичаВ воскресенье, 26 октября 2008 года, в Рахманиновском зале консерватории состоялось замечательное событие — концерт и мастер-класс «Музыка для маримбы. Классический и авторский репертуар» сербского перкуссиониста и композитора Небойши Йована Живковича (Небоjша Jован Живковић / Nebojsa Jovan Zivkovic, Сербия, Германия). Мероприятие прошло при поддержке ООО «Ямаха Мюзик».

Зрители на концерте Небойши ЖивковичаЗал был полон. Собрались барабанщики со всей Москвы (и не только…): студенты и школьники, педагоги, оркестранты и просто любопытствующие.

Небойша ЖивковичНебойша Йован Живкович — сербский композитор и перкуссионист. Он изучал композицию, перкуссию и теорию музыки в Мангейме и Штутгарте, а сейчас преподает в европейских странах и в США. С 2003 г. Живкович заведует кафедрой ударных инструментов в университете города Нови-Сад.

Далее…

Моя жизнь с технологиями. Часть первая //

5 ноября 2008 / Комментариев нет / Личности, Музыка современности, Переводы

Статья одного из самых известных современных композиторов — Стива Райха, в которой он рассказывает о своем творческом пути сквозь призму технологий — тех, которые были вокруг него, формируя его композиторские взгляды, и тех, которые он использовал при создании своей музыки. Первая половина статьи охватывает период от детства до знаменитых It’s gonna rain и Come out. Читайте также вторую половину статьи (от известнейшей пьесы Piano phase через Drumming, Tehillim и Макинтоши до начала 90-х).

В этой статье говорится о моем опыте в связи со звуковыми технологиями. Я познакомился с ними еще ребенком. Поскольку я родился в 1936 году, это означает радио и звукозапись.

1936-1960

Радио

Радиошоу, на которых я вырос — приключенческие, детективные, музыкальные и комедийные — явно заставляли только слушать. Визуальный контрапункт, если вообще такой был, должен был домысливаться. Не помню, чтобы я придумывал себе визуальные образы, когда слушал радиошоу. Я просто слушал, и этого было достаточно. К тому же времени, как у нас появился телевизор, я уже ходил в старшие классы, и времени на него оставалось мало. Это, возможно, не объясняет того, что я до сих пор не представляю себе в голове картинок, когда слушаю музыку, но по крайней мере добавляет небольшой штрих к общей картине. Зато это может объяснить то, что хотя я наслаждался записями Похождений повесы Стравинского (по сути, это единственная Большая Опера, которая мне нравится), у меня нет желания увидеть ее на сцене. Слушание дает мне все, что нужно.

Далее…

Личность Давида Ойстраха //

23 октября 2008 / Комментариев нет / Личности

Личность Давида Ойстраха исключительна и уникальна во всех отношениях. Один из величайших скрипачей ХХ века, он был также великолепным дирижером, выступавшим с самыми прославленными оркестрами мира — и в то же время вел один из лучших в мире скрипичных классов в стенах Московской Консерватории, куда съезжались самые талантливые студенты как со всего Советского Союза, так и из-за рубежа.

Трудно словами описать все великолепие его игры на инструменте. Здесь и феноменальное качество интонации, обаяние звука, филигранное техническое мастерство, безупречность вкуса и стиля, абсолютно убедительные, логически выстроенные художественные концепции различных сочинений.

Он один из немногих людей, кто любил музыку в себе, а не себя в музыке. Исполнял он И. С. Баха или Л. ван Бетховена — это был действительно Бах или Бетховен, а не способ покрасоваться собою перед публикой. И если мы хотим сейчас порекомендовать кому-то из наших студентов послушать то или иное сочинение как бы «в чистом виде», то есть в наиболее объективном исполнении, то это будет именно интерпретация Ойстраха. Он был очень гармоничной личностью, и все, что он делал, было проникнуто духом мудрости и классицизма.

Далее…

Музыка Фараджа Караева в Киеве

7 октября 2008 / Комментариев нет / Личности, Фоторепортажи

Восхищалась музыкой Фараджа Караева (и не только): Наталия Сурнина. …и только скромный автор остался за кадром, так и не выйдя на сцену, несмотря на жест дирижера, с максимально возможной точностью указывавший на местоположение композитора в зале :)

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 Вперед