Сегодня, 9 октября 2008 года, в Культурно-выставочном центра «Сокольники» открылась выставка «Музыка-Москва 2008». С первого дня выставки — наш вводный фотообзор.
…И ведь меньше пяти лет назад проходила фотосъемка — но уже почти все из героев фотосессии закончили Московскую консерваторию. Тогда это был лишь недавно обновленный читальный зал, в обиходе — «читалка», куда собирались не только посидеть с книгами и нотами к зачетам, экзаменам и урокам, но поговорить с друзьями, обсудить самые важные новости, просто увидеть знакомые лица. И количеством незнакомых лиц в читалке измерялось взросление студентов. Тогда это была наша читалка, мы знали всех и нас знали все. Мы подолгу всматривались в ноты, пытаясь загрузить в уставшие головы еще хоть немного информации, до хрипоты спорили о музыке — но и сосредоточенно прочитывали кипы литературы, выстраивая четкие схемы формы и намертво запоминая отточенные фразы из книг. И когда мы возвращались на следующее утро в читалку, там все казалось таким уютным и родным… Мы валились к концу года с ног от усталости, но по большому счету — были счастливы…
Восхищалась музыкой Фараджа Караева (и не только): Наталия Сурнина. …и только скромный автор остался за кадром, так и не выйдя на сцену, несмотря на жест дирижера, с максимально возможной точностью указывавший на местоположение композитора в зале
Фотографии великого музыканта, выдающегося пианиста и педагога, профессора Московской консерватории Генриха Густавовича Нейгауза (1888-1964), сделанные одним из лучших советских мастеров психологического фотопортрета — Леонидом Левитом в 1961 году.
Семь широко известных октавных (семиступенных) диатонических ладов имеют многовековую историю, начало которой связано еще с античной музыкально-теоретической традицией. В древности так же, как и в наши дни, каждое название (дорийский, фригийский и т. д.) подразумевало октавный звукоряд с определенной последовательностью тонов и полутонов. Но, сравнив семь античных «ладов» с семью современными, так называемыми натуральными ладами, мы обнаружим, что при полном совпадении звукорядов их названия как будто перепутаны (ср. примеры 1 и 4). Возникновение этой «путаницы» связывают с переименованием античных октавных звукорядов, которое произошло в IX веке, на страницах анонимного теоретического трактата «Alia musica»1. С этого времени начала распространяться та система названий видов октавы, которой европейское музыкознание пользуется уже на протяжении более чем одиннадцати веков.