Рецензии

Просто о сложном //

22 декабря 2007 / Комментариев нет / Книги

СимаковаВышла в свет очередная книга доктора искусствоведения и всеми любимого педагога профессора Н. А. Симаковой «Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга 2».
Заслуги Наталии Александровны перед теорией музыки необычайно велики. Она является автором более ста научных публикаций, а ее книги «Вокальные жанры эпохи Возрождения» и «Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга 1» уже стали классическими. Многие авторские термины, например, «дискретное остинато», «фуга на хорал 1-го и 2-го рода», уже прочно вошли в обиход современной музыкально-теоретической науки.
Этот грандиозный труд — научное исследование и в то же время учебник, который содержит необходимый, актуальный материал по курсу полифонии. Ученые, учителя и студенты получили прекрасную возможность открыть для себя много новых, интересных фактов, касающихся высшей контрапунктической формы — фуги, а шире — теории и истории музыки. По полноте освещения научных проблем полифонии эта книга может быть сопоставима лишь с трудами С. И. Танеева и В. В. Протопопова.

Далее…

Джаз — это лекарство //

22 декабря 2007 / Комментариев нет / Концерт

Григорий ФайнДжаз — живое, незакостенелое искусство. Ему чужда фальшивая условность атмосферы академического концертного зала, напыщенная серьезность слушательского восприятия. Тем примечательнее выступление джазовых музыкантов на академической сцене.

17 октября 2007 года в Малом зале консерватории состоялся абонементный джазовый концерт с участием трио Григория Файна и трех музыкантов ансамбля «Звезды джаза». Непринужденность обстановки с самого начала настраивала на нужный лад. Каждое соло встречалось аплодисментами и одобрительным свистом, чего не услышишь на «классическом» концерте. Вся программа была выстроена грамотно. Для начала Г. Файн в одиночестве «разогревал» публику, а затем к нему присоединились все остальные. В программе были в основном обработки известных джазовых мелодий: Гершвин, Summertime; несколько композиций Оскара Питерсона и других («How deep is ocean», «Body & soul», «I?m oldfashioned»). На бис музыканты, к общему восторгу, сыграли знаменитый «Сaravan».

Далее…

«Борис Годунов» в Мариинке //

22 декабря 2007 / Комментариев нет / Опера

Борис Годунов в Мариинке
С появлением кино и телевидения значение театра как самого яркого зрелища постепенно уходит. По массовости и общедоступности воздействия театральное искусство уступает огромной индустрии кинематографа. Эффекты, производимые оперной машинерией, выглядят наивно в сравнении с компьютерными. Опера не современна. И сегодня обычной стала режиссерская практика осовременивания оперы. Попытка приблизить ее к сегодняшней реальности осуществляется чаще всего простым способом: ремарка «действие происходит в XVI веке» заменяется на «действие происходит в XXI».

Далее…

235 лет спустя //

22 декабря 2007 / Комментариев нет / Опера

ТраэттаВ середине октября в Камерном зале Московского международного Дома музыки произошло редкое событие. Слушатели имели счастливую возможность познакомиться с совершенно неизвестной оперой XVIII века — «Антигоной» итальянского композитора Т. Траэтты. Это стало возможным благодаря энтузиазму оркестра аутентичных инструментов «Pratum integrum» (художественный руководитель П. Сербин), государственного ансамбля солистов «Орфарион» (художественный руководитель О. Худяков) и хора студентов Московской консерватории (художественный руководитель профессор С. Калинин, хормейстер доцент А. Рудневский). Об этой постановке мы беседуем с дирижером О. В. Худяковым, преподавателем консерватории кафедры исторического и современного исполнительства, осуществившем уже несколько подобных прекрасных проектов.

Далее…

…«Один Бог изначален, огромен, вечен»… //

21 декабря 2007 / Комментариев нет / Театр

Мистерион К. Орфа14 октября 2007 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского в рамках фестиваля «Территория» состоялась российская премьера «Мистериона» Карла Орфа. Это последнее музыкально-театральное произведение композитора, имеющее подзаголовок «De temporum fine comoedia» («Мистерия о конце времени»).

И название, и жанр, и связанная с ними тематика для музыки ХХ века отнюдь не новы. Да и в творчестве самого Орфа это сочинение вполне ожидаемо, поскольку оно находится в русле его знаменитых «Кармины Бурана» и «Катулли Кармины»: та же опора на жанр средневековой мистерии, то же обращение к подлинным древним текстам. В «Мистерионе» это тексты из «Прорицаний сивилл», из собрания орфических гимнов, из той же «Кармины Бурана».

Далее…

Пусть дорогу осилит идущий //

21 декабря 2007 / 2 комментария / Книги

Курышева-книгаКогда я узнал, что готовится современный учебник по «Музыкальной журналистике и музыкальной критике» — труд абсолютно необходимый для понимания, восприятия, систематизации многих творческих явлений в сегодняшней музыкальной культуре, то где-то в душе усомнился: кому по силам такое? Ведь по сути надо охватить практически все, что происходит вокруг и в творчестве, и в художественном сознании, и в потоке событий, как-то систематизировать и подать в русле единой методически убедительной концепции. И был приятно удивлен, когда еще в рукописи увидел, что все это есть, что получилось. А теперь и порадовался — к началу учебного года студентам консерваторий страны, наконец, преподнесен дорогой подарок: книга профессора Т. А. Курышевой «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» вышла в свет.

Далее…

Звуковой космос //

21 декабря 2007 / Комментариев нет / Концерт

…Небольшой зал, сцена, за ней экран. На сцене два автора: одновременно исполнители и организаторы вечера, аспиранты Московской консерватории — Алексей Наджаров и Владимир Громадин. Столы, ноутбуки, микрофоны, колонки, огромное количество проводов и… не к месту оказавшийся старый рояль. На самом деле, его присутствие здесь совершенно не случайно, он (как и ноутбуки!) — полноправный участник звукового представления, называющегося концертом академической электронной музыки.

Далее…

Вечер с «Маленьким принцем» //

21 декабря 2007 / Один комментарий / Концерт

Валентина Риневич

«Глаза слепы. Искать надо сердцем»

А. де Сент-Экзюпери

Музыкантам и завсегдатаям концертных залов июнь 2007 года запомнился не только открытыми прослушиваниями участников XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского: в дни конкурса состоялись концерты, привлекшие к себе не меньшее (а порой и большее) внимание музыкальной общественности. Одним из наиболее интересных музыкальных событий стал Вечер фортепианной музыки в исполнении доцента Московской консерватории Валентины Анатольевны Риневич (Молотковой) 18 июня: атмосфера в переполненном Рахманиновском зале отличалась незабываемым ощущением творческого подъема — словно «невидимые нити» соединяли исполнителя с присутствовавшими музыкантами и любителями музыки, педагогами и студентами; в свойственной ей оригинальной манере, концерт вела преподаватель Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Нелли Покровская.

Далее…

Глубокое прочтение //

24 ноября 2007 / Комментариев нет / Концерт

В сентябре с большим успехом прошел концерт студента пятого курса Станислава Хегая. Совсем недавно он стал лауреатом престижного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе.

Рахманиновский зал был почти полным, что в начале сезона все-таки редкость. Послушать этого великолепного молодого пианиста собрались со всей Москвы, причем отнюдь не только профессиональные музыканты. В первом отделении прозвучали произведения Бартока («Импровизации на венгерские народные темы» ор. 20), Дебюсси (Этюд «Pour les octaves»), Скрябина (Этюд ор. 8 № 10), Лигети (Этюд «Лестница дьявола») и Шумана («Карнавал» ор. 9), во втором — Бетховена (Соната № 23 ор. 57, «Аппассионата») и Брамса (Пьесы ор. 76). Присутствующие необыкновенно чутко ловили каждый звук на протяжении всего концерта, который, надо заметить, был достаточно длинным.

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед