Рецензии

Град невидимый созидается… //

24 ноября 2008 / Комментариев нет / Опера

Год Римского-Корсакова (столетие смерти композитора) ознаменовался крупным событием в театральной среде: в Большом театре состоялась премьера «Сказания о невидимом граде Китеже». Она вызвала оживленную полемику: отзывы критиков — и разгромные статьи-фельетоны, переполненные злорадством и сарказмом, и сдержанно-ироничные, и серьезные, вдумчивые рецензии — констатировали, что спектакль получился дискуссионным.

Показ оперы в Италии весной этого года (постановка осуществляется совместно с театром г. Кальяри) вызвал самые восторженные отклики — и в прессе, и у публики. Аудитория Большого, напротив, отреагировала довольно холодно: зрители уходили, не дождавшись окончания, аплодисменты были весьма сдержанными. Российская публика, как и критика, оказалась гораздо требовательнее итальянской, это неудивительно: от постановки «Китежа» мы ожидаем особых «духовных откровений» и чувствуем разочарование, если это ожидание не оправдалось. И теперь, когда волнения вокруг премьеры улеглись, можно спокойно поразмыслить о том, что же все-таки получилось у авторов спектакля.

Далее…

Приближаясь к запредельному (фестиваль к 100-летию О. Мессиана) // ,

20 ноября 2008 / Комментариев нет / Концерт, Фестивали

Никто не имеет права говорить о будущем, и я самым последним решусь играть роль пророка. Я могу только утверждать, что все различные музыкальные течения ХХ века невероятно обогатили мир звуков, они заставили нас принять новое понятие о Времени, и я думаю, именно в этом их основной вклад, ибо мы существа, живущие во времени.

Время непрерывно… Как ни трудно это осознавать, оно течет вокруг нас, сквозь нас. Не имея возможности повлиять на необратимость течения времени, мы утешаемся тем, что разделяем его, считаем, обозначаем границы, отмеряя века. Для истории «век» — счетная единица. Но для человеческой жизни не существует века, существует столетие. Именно 100-летию со дня рождения Оливье Мессиана посвящен международный фестиваль, организованный Московской консерваторией.

Один из любимых образов Мессиана — витраж, который из множества разноцветных деталей создает единую, гармоничную картину. Эта метафора удивительно подходит и к многогранному облику самого композитора. Поэтому именно витраж стал своеобразной эмблемой фестиваля.

Далее…

Соц-арт в багровых тонах //

18 ноября 2008 / Комментариев нет / Концерт, Личности, Фестивали

Имя Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953) в широких музыкантских кругах известно не очень хорошо. Оно отсутствует в энциклопедиях и справочниках, даже в сети Интернет удается добыть о нем очень скудную информацию. Так что премьеру Камерной симфонии 22 сентября 2008 года на XI международном фестивале «Московский форум» можно считать открытием: перед московской публикой предстал яркий, самобытный художник. Его музыка ворвалась в зал подобно порыву свежего ветра.

Далее…

«Лебединое озеро»: разные взгляды на классику //

7 ноября 2008 / Комментариев нет / Балет, Видео по пятницам

В этот раз в рубрике «Видео по пятницам» — подробный рассказ Наталии Сурниной о самых разных постановках и вариантах классического русского балета — «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского. И, конечно же, видеозаписи этих постановок…

Многие десятилетия «Лебединое озеро» П. И. Чайковского сохраняет за собой статус самого популярного балета в мире. И уже мало кто помнит, — а кто не знал, тот и представить себе не может, — что 131 год назад, на премьере в Москве первое балетное детище Петра Ильича с треском провалилось. Примы-балерины отказались выступать в этом «сомнительном», на их взгляд, и непривычном спектакле, а балетная публика сочла музыку совершенно небалетной и непонятной. Главной виновницей провала была слабая хореография Юлиуса Рейзингера, который ставил балет в старых традициях, «не слыша» музыки. Чайковский очень переживал по этому поводу, хотя поклонники его личного таланта еще какое-то время ходили в театр специально для того, чтобы слушать музыку.

Далее…

Явление Мастера //

27 октября 2008 / Комментариев нет / Концерт

22 марта 2008 года в Концертном зале имени Чайковского в рамках филармонического абонемента «Вечера фортепианной музыки» состоялся концерт канадского музыканта Марка Андре Амлена (Marc-André Hamelin). В отличие от других участников абонемента — Барри Дугласа и Маурицио Поллини — имя Амлена далеко не на слуху у нашей публики. На Западе канадца успели окрестить «новым Гульдом», и не без оснований: Амлен демонстративно не идет на поводу у публики, исполняя музыку редких, «непопулярных» авторов (среди них — Н. Метнер, Н. Рославец), сам пишет музыку, имеет эксклюзивный контракт с одной из самых дорогих звукозаписывающих фирм Hyperion. Тем парадоксальнее, что у пианиста еще и стойкая репутация феноменального виртуоза.

Далее…

Две оперы, или почувствуйте разницу //

20 октября 2008 / Комментариев нет / Концерт, Опера

Два дня подряд в Большом зале консерватории давали оперу. Кажется, коллективы решили продемонстрировать московской публике, как не надо и как надо исполнять оперные сочинения в концертном варианте.

«Лакме»

В понедельник, 13 октября, в рамках фестиваля «Светлановские недели», шла экзотическая для отечественного уха «Лакме» Лео Делиба. Исполняли ее симфонический оркестр «Русская филармония», хоровая капелла имени А. А. Юрлова и привычное ассорти из приглашенных солистов. И для музыкантов, и для слушателей 13-ое число оказалось несчастливым. С самого начала «пустоты» в зрительном зале наводили тоску. Когда отзвучали первые десять минут оперы, стало понятно, что тоска не развеется музыкой, а затянется на целых три акта. Пели на русском, но с таким же успехом могли бы исполнить и на любом другом языке — все равно разобрать слова было невозможно. Солисты вообще неприятно удивили: из девяти достойным (по местным, не по международным, конечно, меркам) голосом обладали лишь несколько.

Далее…

Человек танцующий //

1 октября 2008 / Комментариев нет / Балет, Интервью

Ян Годовский в роли Шута. Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина (Большой театр)
Ян Годовский в роли Шута. Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина (Большой театр)

Интервью было взято у Я. Годовского в 2006 году, но по разным причинам так и не было полностью опубликовано; сокращенная версия вышла в газете «Линия» №8 за 2006 год (приложение к журналу «Балет»). К сожалению, многие интересные подробности (в том числе музыкальные) тогда остались за кадром.

Ведущий солист балетной труппы Большого театра Ян Годовский относится к той категории артистов, на которых не только приятно и интересно смотреть на сцене, но которых не менее приятно и интересно слушать. Если его танец отличается уверенностью, чистотой и прекрасным чувством стиля, то его манера общения покоряет искренностью, непредвзятостью взглядов и желанием мыслить.

Далее…

Московский форум. День второй //

29 сентября 2008 / Комментариев нет / Концерт, Фестивали

Буклет к 15-летию Студии новой музыки23 сентября в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории проходил второй день Одиннадцатого международного фестиваля современной музыки «Московский Форум». В этом году фестиваль назывался «Репетиция оркестра» и посвящался 15-летию ансамбля «Студия новой музыки». Вечер был разделён на 3 концерта. В первом солировала Марина Рубинштейн (флейта), во втором Ольга Галочкина (виолончель), в третьем — группа композиторов «Сопротивление материала».

Далее…

Громкое начало сезона //

15 сентября 2008 / Комментариев нет / Концерт


Фото с сайта симфонического оркестра Москвы «Русская филармония»

11 сентября в московском Доме композиторов прошел концерт симфонической музыки молодых композиторов Москвы в исполнении оркестра «Русская филармония», дирижировал Сергей Кондрашев. Концерт состоялся в рамках проекта «Открытая сцена» и цикла «Молодые композиторы и музыканты Москвы — любимой столице» (в него вошли еще два вечера в этом зале, 9 и 14 сентября).

В программу вошло 5 произведений, различных по стилю и составу. Первым прозвучало сочинение Вероники Затулы …Al Nome della Rosa. И «rosa» была преподнесена весьма неожиданно: после довольно сумбурного вступления это слово огласил из колонок женский голос с большой реверберацией. Но хроматическая фантазия внезапно обернулась скучным ми минором с вокальными попевками и не слишком внятными пассажами. Вторым номером исполнили произведение Григория Зайцева Вавилон: театр времени. Как выяснилось, «театр» заключался в назойливом примитивном мотиве, повторяющемся на протяжении всего сочинения у разных инструментов в разных гармонизациях. И на фоне этого «театра» наплывом возникали то кусок из симфонии Моцарта, то стретта из си-бемоль минорной фуги Баха.

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед