Рецензии

Светлое расставание: Альфред Брендель //

19 марта 2009 / Комментариев нет / Концерт

Альфред БрендельПоздней осенью в Москве в рамках прощального европейского турне состоялся концерт легендарного пианиста Альфреда Бренделя. В декабре минувшего 2008 года А. Брендель завершил продолжавшуюся более полувека концертную деятельность. В молодости он избрал главным именно музыкальное поприще, что, однако, не помешало ему писать книги, читать лекции и заниматься живописью.

Необычайно широкий репертуар пианиста включает сочинения от Баха до Шенберга, основу все же составляет музыка венских классиков и Шуберта, прозвучавшая и в московском концерте. Впервые Брендель посетил Россию 20 лет назад — он выступил с концертами в Санкт-Петербурге и Москве. Московским слушателям посчастливилось также присутствовать на одном из последних выступлений маэстро.

Далее…

В зените мастерства: к 40-летию «Московского трио» //

11 марта 2009 / 2 комментария / Коллективы, Концерт, Юбилеи

Сорок лет на эстраде — срок более чем почтенный. Четыре десятилетия прекрасного творческого содружества троих музыкантов — случай не только уникальный, но и заслуживающий особого уважения. «Московское трио», объединяющее народных артистов России Александра Бондурянского, Владимира Иванова и Михаила Уткина, по праву входит в число ведущих камерных ансамблей мира.

Находящиеся ныне в зените мастерства артисты-единомышленники, солисты, обладающие яркой индивидуальностью и поразительной сыгранностью, с честью продолжают дело своих наставников, которые открывали им путь в мир музыки. А это Дмитрий Башкиров, Мстислав Ростропович, Юрий Янкелевич и Татьяна Гайдамович, в чьем классе была обретена великолепная школа ансамблевого мастерства. Созданное в 1968 году, Московское трио быстро набирало известность в России и завоевало высокие премии на престижнейших конкурсах в Мюнхене, Белграде, Будапеште и Бордо.

За минувшие десятилетия в интерпретации ансамбля прозвучала буквально вся мировая литература, созданная для такого классического состава, как фортепианное трио. Это классика и современность, сочинения, составляющие золотой фонд жанра, и партитуры, незаслуженно забытые или только написанные, нередко для самих исполнителей, чьи имена давно обрели широкую известность.

Далее…

Пропуск в ХХ век //

6 марта 2009 / Комментариев нет / Балет, Концерт, Юбилеи

Антон ВебернПо инициативе и с участием профессора А. Б. Любимова 27 декабря в Малом зале консерватории прошел вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Антона фон Веберна (1883-1945). Любимов был первым в СССР исполнителем его фортепианных Вариаций ор. 27, и, вероятно, дата 27 декабря символически это отразила.

Сложный путь проделала музыка Веберна в музыкальной жизни России. Знакомили с его произведениями и Глен Гульд на знаменитой встрече в Малом зале (те же Вариации ор. 27), и Пьер Булез как дирижер — в Большом зале. Оказавшись «композитором для композиторов», он повлиял на творчество Э. Денисова, С. Губайдулиной, Р. Леденева, Д. Смирнова, Е. Фирсовой и некоторых более молодых авторов. А в большой концертной жизни занял довольно скромное место. Причем чаще других стали исполняться его ранние, доопусные сочинения, уравнявшись таким образом в правах с основными. В подобном ключе была выдержана и программа концерта.

Далее…

Браво, маэстро: Пинхас Цукерман //

4 марта 2009 / Комментариев нет / Концерт

Дым, пар, скорость
У. Тёрнер «Дым, пар, скорость» (1844)

Сегодня концерты нередко проходят в музеях, библиотеках и других помещениях, изначально не предназначенных для концертной практики. Но, пожалуй, только в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина исполняемая музыка рассчитана на взаимодействие с другими видами искусств. Воссоздать идею единства культуры через гармоничное единение музыки, живописи, поэзии и драматургии — именно эта романтическая мечта лежит в основе фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», который проводится в Музее с 1981 года.

Его основатель, будучи не только музыкантом, но и прекрасным художником, предложил посвящать каждые «Декабрьские вечера» определенной теме. В этом году название фестиваля гласило: «Посвящение Тернеру: образ и звук». В тон романтическим пейзажам гениального английского живописца, наполненных стихией света и цвета, была подобрана камерная романтическая музыка. Почетная роль открытия фестиваля была предоставлена выдающемуся музыканту — скрипачу Пинхасу Цукерману и его камерному ансамблю.

Далее…

Эффекты или мелодия? Фестиваль СТАМ //

20 февраля 2009 / Комментариев нет / Концерт, Трибуна

Сегодняшние композиторы постоянно находятся в поиске нового, яркого, доселе небывалого, способного сформировать их собственный, неповторимый стиль. Излишне перечислять средства, которые задействуются в музыке, рождающейся в XXI столетии: обобщенно говоря, это все звуки мира, живого и электронного, в самых невероятных сочетаниях и преобразованиях. «Новая» музыка медленно, но все же неуклонно перестает быть элитным, обособленным искусством. Она все чаще фигурирует в концертных программах, появляется в записях и в Интернете и, наконец, входит в репертуар не только профессиональных, но и любительских коллективов.

Далее…

Отмечаем юбилей: вечер камерной музыки Пуленка //

18 февраля 2009 / Комментариев нет / Концерт

Мы уже не раз писали о фестивале «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», который проходит этой зимой в Москве (статьи «Навстречу Пуленку» и «Фестиваль Пуленка: неизвестный известный композитор»). Однако приятно отметить, что юбилей композитора праздновали не только в рамках фестиваля, но и «внутри» консерватории. На это событие откликнулись студенты класса концертмейстерского искусства Заслуженной артистки России, профессора Маргариты Ивановны Кравченко. 7 января 2009 года исполнилось 110 лет со дня рождения Пуленка, а два дня спустя, 9 января в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского состоялся вечер камерной музыки французского мастера.

Далее…

«Всех нас растрогал он!..» //

17 февраля 2009 / 7 комментариев / Опера

Под занавес уходящего года, в один из последних декабрьских вечеров, в студенческом театре «Гитис» прозвучала опера Глюка «Orfeo и Эвредика». Уже в названии проявляется общая для современного молодежного творчества тенденция к смешению всего: разных языков, разных стилей, разных эпох и разных музык. Причем на чьем бы языке участники ни говорили, они делали это легко, свободно переключаясь с одного на другой, так что создавалось впечатление, будто современному человеку действительно все открыто, доступно, понятно.

Далее…

Планета Лемана //

16 февраля 2009 / Один комментарий / Концерт

10 декабря в Зале имени Н.Я.Мясковского состоялся концерт «Учитель и ученики», посвященный выдающемуся композитору и педагогу, народному артисту РСФСР, лауреату Государственной премии СССР, профессору Альберту Семеновичу Леману (1915-1998) и приуроченный к 10-летию со дня его кончины. Звучали музыка А. С. Лемана и его учеников, а также произведения, посвященные памяти композитора. В концерте сочетались единство школы и разнообразие личностей, преемственность поколений и новизна каждой последующей эпохи.

Почтить память учителя пришли лишь некоторые из его учеников, ибо общее число воспитанных Альбертом Семеновичем композиторов и музыкантов за время его более чем пятидесятилетней педагогической деятельности поистине огромно. Однако даже столь небольшого их числа с лихвой хватило для двухчасового, до краев наполненного музыкой и воспоминаниями концерта! А поскольку в своем методе преподавания А. С. Леман во главу угла всегда ставил воспитание творческой универсальности, разносторонности, концерт прошел почти без привлечения исполнителей «со стороны»: музыкальное, словесное и визуальное пространство было создано учениками и коллегами Альберта Семеновича.

Далее…

Тонкое чувство красоты //

13 февраля 2009 / Комментариев нет / Концерт, Фестивали

Десятый международный музыкальный фестиваль «Душа Японии» («Nihon-no kokoro»), в течение четырех месяцев радовавший московскую публику музыкой Страны Восходящего солнца, завершился 23 декабря. По традиции приуроченный ко дню рождения Его Величества императора Японии Акихито, заключительный концерт фестиваля познакомил слушателей с деятельностью японской Ассоциации «Музыка хогаку XXI века». В исполнении музыкантов Ассоциации прозвучали произведения для традиционных японских инструментов — сякухати, кото, сямисена, тайко.

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед