Musica theorica

Тембро-интонационный комплекс русского фольклора и его индивидуальное преломление в творчестве композиторов-неофольклористов 60-х годов XX века (на примере жанра плача) //

2 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 13

mt13

Профессиональное внимание музыкантов, обращенное к русскому фольклору, появилось в конце XVIII века и позже неуклонно возрастало, увеличиваясь прямо пропорционально исчезновению живой традиции. В XX веке сильнейшая волна интереса к фольклору совпала с так называемой «хрущевской оттепелью». В условиях 1960-х годов тяготение к фольклору (равно как и интерес к знаменному пению) был одной из завуалированных форм противления «официозу». Поиски неформальных сфер творчества зачастую приводили не только к художественным, но и к духовным открытиям. В этом отношении показательна, например, фигура Ю. М. Буцко, который во время фольклорных поездок на Русский Север открыл для себя знаменный распев как важнейшую композиционную и нравственную опору. В сознании музыкантов аутентичный фольклор представлялся подлинной ценностью в сравнении с «народным» академическим хором искусственно выведенным культурным феноменом. Любопытно, что именно тогда (вследствие «аллергии» на усредненный народно-хоровой звук) музыковеды и композиторы обратили внимание на весь комплекс поэтики народного пения, в том числе и тембр.

Далее…

Средневеково–ренессансные представления о гармонии и композиции в музыкальном и изобразительном искусствах: загадки пространства-времени //

2 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 13

mt13

I

Соприкосновение с прошлым — путь в бесконечность времени, опрокинутого назад. Этот путь полон загадок и озарений, тайн и кажущихся найденными решений; он издавна манил пытливых и мудрых. Но пройти его возможно только мысленно.

На помощь приходит метод реконструкции. Но не только природа «играет в кости», как выяснил в середине ХIХ в. Грегор Мендель. Игры любит и время, которое спутывает события, сталкивает их и рождает тот или иной узел случайных соответствий и совпадений.

Поэтому и человек ХХI века, раскрыв манускрипт ХII столетия или трактат ХVI столетия, при всех стараниях не сможет добраться до абсолютной истины. (In tempore veritas?) Логика требует одного, интуиция — другого. Разъяснения теоретических изысканий далеких времен грешат модернизацией неизвестного, непостигаемого типа мышления. Но если это неизбежно, приходится принять правила игры.

Далее…

Метод редукции Хайнриха Шенкера в анализе гармонии //

2 ноября 2008 / 3 комментария / Musica theorica 13

mt13В последние два года произошло то, что можно назвать «бумом» шенкеровской теории в русскоязычных публикациях. Если в истории советского музыкознания публикации о Хайнрихе Шенкере (1867-1935) и его теории были редким событием и появлялись с 70-х годов ХХ века примерно раз в десять лет1, то к 2006 г. выходит целый ряд работ, посвященных аналитическому методу Шенкера2.

Известно, что зарубежный музыковедческий мир давно разделился в отношении шенкеровской теории на два лагеря: приверженцев и скептиков. К первому можно отнести американское послевоенное музыкознание, ко второму — немецкое. Это объясняется тем, что многие ученики Шенкера покинули Германию и обосновались в США (Феликс Зальцер, Освальд Йонас, Уильям Митчелл, Адель Кац).

Далее…


  1. Холопов Ю. Н. Музыкально-эстетические взгляды Х. Шенкера // Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979; Барский В. О теории Шенкера и «музыке настоящего» // Советская музыка. 1984. № 1. Сс. 121-122; Акопян Л. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. 1997. № 2. Сс. 110-123. [обратно]
  2. Шенкер Г. Свободное письмо. Том 1: Текст; Том 2: Нотные примеры / Перевод Б. Т. Плотникова. Красноярск, 2003; Плотников Б. Т. Монолог о практике содержательного анализа. Красноярск, 2005; Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М., 2006; Плотников Б. Т. Практика анализа хоровой музыки. Красноярск, 2006. [обратно]

Новаторские черты гармонии в романсах Н. Я. Мясковского //

2 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 13

mt13Вокальное творчество Н. Я. Мясковского, охватывающее 1901-1950 годы, включает кантаты, хоры, хоровые песни, многочисленные циклы романсов. Автор более 100 романсов, он создавал их на протяжении всего творческого пути. По словам Б. Асафьева, в них, «как в лаборатории его творчества, можно как нельзя лучше наблюдать трансформацию элементов языка, процесс оформления и эволюцию композиторского мышления»1.

Гармонический язык вокального творчества Мясковского подчас не менее интересен и сложен, чем язык его симфоний, ведь в камерной музыке ему — как композитору советской эпохи — легче было позволить себе быть менее «понятным» и доступным, чем в крупных, рассчитанных на массовую аудиторию произведениях. Можно допустить, таким образом, что в романсах, квартетах, сонатах было больше эксперимента. Мы рассмотрим наиболее гармонически интересных и новаторских романсов Мясковского. Однако до сосредоточения на проблеме гармонии попытаемся очертить поэтический рельеф вокальной лирики композитора.

Далее…


  1. Асафьев Б. В. Мясковский как симфонист // Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в 2-х томах. Т. 1. М., 1964. С. 32. [обратно]

Проблемы вузовского специального курса //

1 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica

Статья Ю. Н. Холопова, написанная им после завершения нового курса гармонии и опубликованная в консерваторской газете «Советский музыкант». Многие упомянутые здесь студенты позже стали цветом российского музыкознания

У музыковедов 2-го курса 17-18 мая [1982 года] состоится экзамен, завершивший впервые на этом отделении проведенный в 1980-82 годах новый курс гармонии (педагоги — Т. Б. Баранова, М. И. Катунян, Н. С. Качалина, И. К. Кузнецов, А. Н. Мясоедов и автор этих строк). Задачей курса было, отталкиваясь от уровня последних рубежей довузовского звена обучения, продвинуть его (прежде всего в наиболее действенной практической части) вперед и подвести тем самым музыкальное сознание ученика к уровню интонационности, стилям и техникам настоящего момента (беря за образец в этом традиции лучших учений о гармонии прошлого, традиции Чайковского и Римского-Корсакова).

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 5