Musica theorica

Lincos, секвенция для оркестра (1988) //

25 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 8

mt8Название пьесы Lincos представляет собой сокращенную комбинацию двух слов — lingua и cosmos. В свое время математиками действительно был разработан такой же, как эсперанто, искусственный язык для общения с инопланетными цивилизациями. Но, поскольку до сей поры прецедентов подобного общения не возникало, этот язык не получил распространения. Я выбрал название Lincos лишь для того, чтобы подчеркнуть универсальность музыки, которая в ряде случаев способна преодолевать языковые барьеры, «разговаривать» со слушателем на своем образном уровне и быть понятой.

Далее…

Плотность как параметр романтической гармонии (на примере вступлений к операм Вагнера «Лоэнгрин» и «Золото Рейна») //

21 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9Заглавие работы может вызвать вопрос: «Плотность и музыка? Какая связь?» И действительно, слово плотность на первый взгляд кажется каким-то немузыкальным, заставляя вспомнить курс физики средней школы.

Но это — только первое впечатление. В музыкальной теории этот термин употребляется, хотя официально теоретически он закреплен только во второй половине XX века. Понятие плотности отсутствует в Музыкальной энциклопедии, и найти его можно только в научных теоретических работах.

Следует заметить, что слово это возникает обычно в связи с музыкой XX века и, более конкретно, с понятиями сонорика и колористика, то есть в принципе является колористическим параметром.

Далее…

Модальная хроматика на рубеже XVI-XVII веков //

14 ноября 2008 / Один комментарий / Musica theorica 9

mt9История европейской хроматики восходит к античной теории интервальных родов. Однако важнейшим этапом практического освоения хроматического рода была эпоха модальной гармонии эпохи конца Ренессанса и начала Нового времени. Хотя существуют образцы модальной хроматики, относящиеся к XIV веку, ее расцвет приходится на середину XVI — начало XVII веков. После Маркетто из Падуи (XIV в.), впервые в европейской теории рассмотревшего хроматические звукоотношения, в качестве апологета хроматики выступил Н. Вичентино. В его трактате «L’antica ridotta alla moderna prattica» («Древняя музыка, приведенная к современной практике», 1555) теоретически обосновывается использование двух видов хроматических тем; одна из них известна под названием passus duriusculus, вторая представляет собой заимствованный из античной теории тетрахорд в хроматическом интервальном роде. Использование последнего продемонстрировано содержащимся в трактате музыкальным «Образцом хроматического рода» («Essempio del genere cromatico»).

Далее…

«Investigator Guido…»? Судьба учения Гвидо Аретинского о сольмизации в средневековой научной традиции //

10 ноября 2008 / Один комментарий / Musica theorica 9

mt9Эпиграфом к нашей работе может служить стихотворение ученого музыканта XV века Иоанна Голландского, посвященное музыке и знаменитым музыкантам.

 

Pitagoras reperit, transfert Boethius ipse. Пифагор изобрел, на латынь перевел Боэций,
Investigator Guido fuit ipse tonorum. Изобретатель Гвидо церковные тоны составил,
Jubal epilogum modulaminis ipse registrat. Музыку обобщил и подвел итог Иувал,
Subtiliter normas fertur posuisse Johannes. Правила тонко, искусно установил Иоанн,
Ordinat ac supplet Gregorius Ambrosiusque. В порядок Амвросий привел, а Григорий дополнил.

Далее…

Игорь Кефалиди о своем Vogelperspektive и некоторых вопросах электронной композиции //

7 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9Последние лет 15 меня всё больше и больше увлекают перспективы, открывшиеся в результате заметного расширения привычных звуковых объектов за счет новых электронных источников звука, а также фантастических возможностей современных вычислительных машин, доступных сейчас практически каждому из нас. Хотелось бы еще отметить и подчеркнуть то, что Музыка сегодня, на мой взгляд, сохраняя все свои завоевания, получила новые очень мощные и необычайно разнообразные аналитические и композиционные средства, позволяющие теперь заметить нечто скрытое и недоступное раньше.

Далее…

«Musica theorica» и курс гармонии Ю. Н. Холопова //

4 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica

Musica Theorica: все 13 выпусков

Кафедра теории музыки Московской консерватории представляет проект «Musica theorica: работы студентов в рамках курса гармонии Ю. Н. Холопова». Статьи студентов историко-теоретического факультета Московской консерватории, — это сжатое изложение их курсовых работ по гармонии, которые пишутся на втором курсе. Предложенная читателю подборка — своего рода творческий отчет, который, увы, появляется уже после кончины основателя и руководителя курса в 1980-2003 годах профессора Юрия Николаевича Холопова и его ученицы и постоянного редактора последних лет, профессора Валерии Стефановны Ценовой, которая вела этот курс с 2003 по 2007 год.

Далее…

Модальность до григорианики (некоторые аспекты проблемы) //

2 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9Изучение ладовой природы западного хорала догригорианского периода представляет большой интерес и в то же время огромную сложность. Во-первых, это обусловлено спецификой самой исторической эпохи, не оставившей нам достаточного количества собственно музыкальных памятников. Другая сложность касается малочисленности отечественных исследований по этой проблеме. Григорианский (и «догригорианский») хорал — культура западная, источники, в основном, находятся за рубежом. Это причина, по которой западная медиевистика, изучающая этот период, далеко ушла вперед по сравнению с отечественной.

Следует также заметить, что до недавнего времени григорианский хорал и его ладовая система изучались у нас в целом, как бы обобщенно, без детализации устного и письменного периодов в развитии хорала, а вернее, на основе данных преимущественно периода письменного. Цель данной статьи — привлечь внимание к так называемому «догригорианскому» периоду.

Далее…

Теория межтоновых отношений и кластерная техника Генри Кауэлла (по книге «New Musical Resources») //

2 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 13

mt13Генри Кауэлла называли отцом американской музыки. На протяжении всей своей жизни он не переставал сочинять в самых различных жанрах, проявляя себя как эксперименталист и изобретатель, усиленно занимался педагогической деятельностью. Его вклад в развитие и пропаганду композиторов не только прошлого, но и настоящего огромен.

Далее…

Гармония освобожденного звука: Эдгар Варез //

2 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 9

mt9Эпоха, которой принадлежит творчество Эдгара Вареза, отделена от нас уже довольно значительным временным промежутком. Несмотря на это, он до сих пор остается «темной лошадкой» для абсолютного большинства музыкантов (по крайней мере, в России); широкой же публике он практически неизвестен. В лучшем случае представление о нем ограничивается тем, что он то ли француз, то ли американец, авангардист, написавший странное произведение со странным названием «Ионизация»…

Причины такого положения — и в самой музыке Вареза, одинаково трудной как для восприятия (особенно неподготовленным слушателем), так и для исполнения, и в отсутствии доступных публикаций об этом композиторе, из-за чего представление о его творчестве часто ограничивается неопределенными впечатлениями от единичных прослушиваний некоторых произведений.

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 5 Вперед