Musica theorica
16 февраля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 13
«Подразнить гусей» — эта психологическая установка, как кроличьи растопыренные уши из цилиндра факира в давно опробованном фокусе, предваряет появление на свет наиболее самобытных и ярких творений человека вида homo ludens (человека играющего), который не стесняется выглядеть слоном в посудной лавке. Такой «зоологической» преамбулой мы начинаем изложение ряда идей, возникших в ходе исследования вполне «антропологических» явлений. «Подразнить гусей» — это дерзкое намерение «катализировало» творческий процесс у самых разных композиторов самых разных возрастов, и, пожалуй, во все времена. Стрелка часов на циферблате художественных стилей, конвейер предлагаемых для осмысления слушателей новых музыкальных явлений так же, как и насквозь проржавевшее чугунное колесо истории, приходит в движение в результате опрометчивого — или порой наугад рассчитанного — движения чьей-то могучей руки, которая, может быть, всего лишь разминается после привычного утомительного труда.
Далее…
28 января 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 8
Цзо Чженгуан родился в 1945 г. и вырос в Шанхае. В возрасте 16 лет переехал в СССР на постоянное место жительства. Профессиональное образование получил сначала как виолончелист в Новосибирской консерватории, а затем как композитор в ГМПИ имени Гнесиных (класс профессора Г. Литинского). Член Союза композиторов России.
«Я считаю себя традиционалистом, то есть считаю, что музыка должна что-то выражать. Такова она у А. Шнитке, у С. Губайдулиной. В ней есть сверхзадача, это не игра звуков. Для меня opus — акт высшей ответственности» — сказал Ч. Цзо в интервью журналу «Музыкальная Академия». Там же: «Разумеется, случаи бывают разные. И в моей практике случались отступления». Это про «Осеннюю луну в Ханьском дворце». История ее создания едва ли не авантюрна. Произведение было написано по заказу известной скрипачки Татьяны Гринденко для Лондонского международного фестиваля современной музыки Almeida. «Мне пришлось в одну ночь придумать — именно придумать — пьесу, построенную практически на коллективной импровизации. Если что и получилось, то благодаря таланту исполнителей». Сейчас, спустя более десятилетия с момента создания «Осенней луны», композитор улыбается, вспоминая подробности ее появления и первого исполнения: «Мне всё показалось ужасным. Я ей сунул ноты и даже не стал спрашивать, как она сыграла (мы долго не виделись потом). Я думал, что какую-то чушь написал».
Далее…
23 января 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 8
Общеэстетические категории
Чтобы понять современность, необходимо узреть ее становление. Поэтому работы Алексея Федоровича Лосева никогда не потеряют актуальности ни в своей содержательной, ни в методологической части. Это в особенности относится к его музыковедческому наследию. Ведь опыт его преподавания в консерватории оставил нам увлекательнейший курс лекций «Музыка как предмет логики»; немало страниц посвящено музыке в его многотомной «Истории античной эстетики». Поскольку темой моей работы было понятие греческой άρμονια, два последних тома истории – «Итоги тысячелетнего развития» – оказались просто незаменимыми. Естественно было привлекать тексты и самих греческих мыслителей, если они подходили по тематике. Книга «Итоги тысячелетнего развития» в первой своей части давала обзор общеэстетических категорий (Единое, Число, Ум, Душа, Материя), а во второй части с помощью этих категорий определялось понятие Гармонии. К сожалению, дать логическое определение категории нельзя, но можно категорию описать довольно полно и, главное, установить взаимосвязи категорий и границы их применимости. В нашем случае, мы будем следить за тем, как перечисленные категории связаны с понятием «Гармония».
Далее…
19 декабря 2008 / Один комментарий / Musica theorica 9
Имя Фрица Хайнриха Кляйна (1892-1977) мало известно не только в России, но и в самой Австрии. Однако это — один из учеников двух величайших композиторов нововенской школы — Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. В истории музыки ХХ века он остался одним из композиторов, причастных к началу возникновения додекафонии.
После смерти Ф. Х. Кляйна все письма и документы, связанные с ним, были собраны Гюнтером Хофштеттером — сыном композитора Иго Хофштеттера — ученика Кляйна. Собственно, мемуары Кляйна «Мой художественный путь», а также неопубликованная монография Иго Хофштеттера представляют собой единственные материалы, по которым можно судить о значительной роли этого человека в развитии австрийской музыки.
Далее…
11 декабря 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 10
Творчество Д. С. Бортнянского в наши дни представляет особенно актуальную область для исследования. В первую очередь это связано с оживлением литургической жизни. Музыка Бортнянского звучит на клиросах, более того, ее создатель стал одним из самых известных «церковных» композиторов. Несмотря на то, что в период с XVIII века до наших дней духовная музыка претерпела сильную эволюцию, следует помнить, что стиль всех последующих литургических песнопений, принятых Синодом, так или иначе, отталкивался от Бортнянского.
Вместе с тем, далеко не всё творчество Бортнянского пользуется одинаковой популярностью. В репертуаре современных хоровых коллективов число его сочинений ограничено. Недостаточность слухового представления затрудняет изучение материала. В советскую эпоху всё, имеющее отношение к религии, находилось под запретом. Высокохудожественное произведение Бортнянского — концерт № 32 — фигурировало под названием «Размышление» и было едва ли не единственным исполняемым сочинением данного композитора. Таким образом, мы видим, что музыка Бортнянского совсем недавно вступила в период возрождения. С растущим интересом к творчеству композитора оживился интерес исследовательский.
Далее…
5 декабря 2008 / 3 комментария / Musica theorica 8
Д. С. Бортнянский — яркий представитель классицизма в русской музыке. Он занимает значительное место в ряду русских композиторов XVIII века благодаря разносторонности и широте музыкально-творческой деятельности. Композитор работал в самых различных жанрах и в каждом из них оставил произведения, не потерявшие своей художественной ценности и в наши дни.
Бортнянский принадлежит к числу тех русских композиторов, которым довелось закончить музыкальное образование в Италии. С 1730-х годов русская оперная сцена оказалась в руках итальянцев, в результате чего Санкт-Петербург быстро превратился в важный центр развития итальянской оперы. Поэтому, прежде чем достигнуть творческой вершины, самобытно раскрывшись в жанре духовного концерта, Бортнянский прошел путь становления на оперных образцах итальянских мастеров: прежде всего своего учителя Галуппи, а также Паизиелло, Падре Мартини и др.
Далее…
5 декабря 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 8, Интервью
Предлагаемое интервью ставит своей целью подчеркнуть некоторые особенности содержательной стороны «Сцен из действительной жизни», объяснение автором индивидуального замысла сочинения, отношение к общим проблемам современной композиции. Автор выражает благодарность «Центру современной музыки» и, особенно, В. Г. Тарнопольскому за помощь и предоставленные материалы. Запись сделана 6 декабря 2001 г.
Данное интервью является приложением к статье О. Бочихиной «Seine propre harmony (из действительной жизни Владимира Тарнопольского)», посвященной сочинению В. Г. Тарнопольского «Сцены из действительной жизни». Статья и интервью опубликованы в сборнике «Musica theorica-8».
Далее…
3 декабря 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 8
Название статьи предполагает проблему индивидуальных техник гармонии в произведении В. Г. Тарнопольского «Сцены из действительной жизни». Индивидуальный замысел сочинения связан с многообразием типов содержания и выражен в объединении различных европейских языков: немецкого, английского и французского. В переводе, тоже на трех языках, «Seine propre harmony» означает — «Его собственная гармония».
«Сцены из действительной жизни» написаны по заказу фестиваля Berliner Festwochen летом 1995 года для Ensemble Modern в составе сопрано, флейты, валторны и фортепиано на тексты Э. Яндля. Выбор инструментов был определен исполнением в одном концерте произведений различных авторов для валторны, флейты и фортепиано. Роль заключительного слова предоставлялась их суммарному ансамблю с участием голоса (сопрано): так, премьера «Сцен» состоялась 8 сентября 1995 года.
Далее…
28 ноября 2008 / Комментариев нет / Musica theorica 8
Проблема «переводимости» трактата Боэция
В 1995 году в нашей музыкально-теоретической науке произошло знаменательное событие. Известный антиковед Е. В. Герцман перевел и издал на русском языке вместе с обширным исследованием трактат Боэция «De institutione musica» («Наставления к музыке»). Однако, несмотря на то, что есть перевод, этот трактат остается в некотором смысле «вещью в себе», что объясняется рядом причин. Во-первых, специфичностью и сложностью самого первоисточника. Во-вторых, избранной Герцманом позицией: принципиально не переводить в современную нотолинейную систему звуковые схемы, таблицы и примеры.
Далее…
Страницы:
Назад
1
2
3
4
5
Вперед