Musica theorica

Эмансипация диссонанса и новая модальность XX века //

10 апреля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

1. К определению понятий. Немного истории

mt7В минувшем веке произошли важнейшие перемены в музыкальном мышлении. Нелишне напомнить о значении обсуждаемых здесь понятий.

«Эмансипация диссонанса» (выражение А. Шёнберга) означает освобождение его от необходимости обязательного разрешения в консонанс; отсюда его новый статус в композиции и новая слуховая ситуация современной музыки. Из непременного фактора движения диссонанс превратился в оптимальное созвучие. Вспомним знаковые произведения — «Весну священную» И. Стравинского, кантату А. Веберна «Свет глаз», «Контакты» К. Штокхаузена. Современный слух считает такие диссонансы нормой гармонического сочетания нашего времени.

Далее…

Ладовая система партесных сочинений Николая Дилецкого //

8 апреля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 7

mt9

С появлением многоголосных сочинений в партесном стиле в России XVII века сложился особый тип гармонической системы. Она сочетает в себе признаки тональной и модальной и, как кажется, представляет собой еще не вполне исследованное явление. Рассмотрим некоторые особенности гармонии русского барокко на примере партесных сочинений Николая Дилецкого.

Для ее характеристики можно использовать понятие «барочная мажорно-минорная тональность», — то есть это неклассическая тональная система, которая опирается на мажорное или минорное трезвучие в качестве устоя, центрального элемента. (Консонирующее трезвучие — господствующий вид вертикали во всех партесных произведениях XVII века). В целом звуковысотная система сочинений Дилецкого модально «окрашена» и обладает слабой централизацией, возможно поэтому определить ее и как «модальную тональность». С точки зрения структуры системы состояние тональности следует описать термином «рыхлая».

Далее…

Лад и тональность в серийной музыке А. Веберна, И. Cтравинского и Н. Пейко //

5 марта 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 8

mt8

Как категории музыкального мышления лад и тональность кажутся совершенно не подходящими тому методу композиции ХХ века, который получил названия серийность, додекафония, двенадцатитоновая композиция. Преодоление трехвекового господства мажорно-минорной тональной системы вызвало к жизни такое многообразие новых выразительных систем, какого не было ни в одной из предшествующих эпох. Обновление музыкального языка приобрело невиданную интенсивность. Серийный метод, сформировавшийся на пересечении главных направлений развития западноевропейской музыки, в традиционном смысле занял место тональности, но только старой тональности. Однако серийность — это новый принцип музыкальной композиции с новой языковой системой с утонченной и строгой логикой взаимосвязи. В 1933 году А.Веберн говорил: «Было бы неверно считать, что метод композиции соотнесенными друг с другом тонами представляет собой лишь «заменитель тональности»… Создавать все более тесную взаимосвязь! Вот что породило эту технику сочинения»1.

Далее…


  1. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.,1975. [обратно]

Мелодика в новейшей музыке. На примере гепталогии «Свет» К. Штокхаузена //

1 марта 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 8

mt8Мелодия, как известно, есть одноголосное изложение музыкальной мысли. Однокоренными словами являются «мелодика» и «мелос». Мелос, наряду с ритмом, является основным элементом музыки, сущность которого постигается в интонировании последовательностей тонов, соединенных друг с другом и движущихся как бы в горизонтальном направлении: от точки отправления до момента замыкания мелодической линии. А мелодика — это собирательное понятие, обобщающее мелодии многих произведений (например, мелодика «Мимолетностей» Прокофьева, мелодика вокальных циклов Денисова и другие случаи).

Далее…

От «Апокалиптической фантазии» до «Двенадцатитоновых игр»: о двенадцатитоновой музыке Й. М. Хауэра //

28 февраля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 12

mt12

Введение

Фигура Йозефа Маттиаса Хауэра, несомненно, представляет большой интерес для исследователей, которые занимаются историей возникновения и развития двенадцатитоновости в музыке.

Хауэр — крупный композитор. Им написано огромное количество произведений. Но, можно сказать, бедой его жизни стало то, что он попал в поле двенадцатитоновых интересов Шёнберга, который является совершенно неприступным массивом со своей идеей додекафонии. Не забудем и о его учениках, каждый из которых нашел свою нишу в этой музыкальной сфере. На таком блестящем фоне трудно добиться подобных высот в одном и том же круге проблем. К тому же, композиторское мастерство Шёнберга, безусловно, превосходит мастерство Хауэра.

Далее…

Ренессансная «гармонизация» грегорианской монодии //

24 февраля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 12

mt12

Модальной гармонии Ренессанса посвящено немало книг и статей в зарубежном и отечественном музыкознании. Едва ли не самое большое внимание уделяется изучению ренессансных ладов, что вполне объяснимо, поскольку проблема лада стоит в центре науки о гармонии. Мы же сосредоточимся на достаточно узком вопросе, связанном с наблюдениями над ренессансной гармонией в малых масштабах мотетной строки. В центре нашего внимания — проблема мотивации последования созвучий в условиях модальной гармонии (предметом рассмотрения будут только начальные строки мотетов).

Далее…

О некоторых особенностях гармонии позднего Бетховена //

18 февраля 2009 / Один комментарий / Musica theorica 12

mt12

Творчество позднего Бетховена — феномен, представляющий большой интерес для музыкальной науки. При анализе поздних сочинений композитора мы постоянно сталкиваемся с необычными явлениями, объяснить которые подчас бывает довольно трудно. Об этом свидетельствует следующее высказывание Р. Шумана: «Нелепо говорить — Бетховен позднего периода непонятен. Почему? Это так трудно гармонически? Так странно по форме? Слишком контрастирующие мысли? Но что-то там всё же кроется, ибо в музыке бессмысленное невозможно»

Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1956. С. 267.

Далее…

К истории «путаницы» ладов. Средневековое переименование греческих видов октавы //

17 февраля 2009 / Один комментарий / Musica theorica 12

mt12

Семь широко известных октавных (семиступенных) диатонических ладов имеют многовековую историю, начало которой связано еще с античной музыкально-теоретической традицией. В древности так же, как и в наши дни, каждое название (дорийский, фригийский и т. д.) подразумевало октавный звукоряд с определенной последовательностью тонов и полутонов. Но, сравнив семь античных «ладов» с семью современными, так называемыми натуральными ладами, мы обнаружим, что при полном совпадении звукорядов их названия как будто перепутаны (ср. примеры 1 и 4). Возникновение этой «путаницы» связывают с переименованием античных октавных звукорядов, которое произошло в IX веке, на страницах анонимного теоретического трактата «Alia musica»1. С этого времени начала распространяться та система названий видов октавы, которой европейское музыкознание пользуется уже на протяжении более чем одиннадцати веков.

Далее…


  1. См.приложение (перевод фрагмента трактата по тематике настоящей статьи). [обратно]

«Апофеоз Рамо» А. Пуссёра: трактат о новейшей гармонии //

17 февраля 2009 / Комментариев нет / Musica theorica 12

mt12

Трактат «L’Apothéose de Rameau (Essai sur la question harmonique)» был опубликован впервые в 1968 году на французском языке: Revue d’esthétique, XXI, Nr.2-3-4, 1968, S.105-172. В 1987 году в Дармштадте вышел немецкий перевод этой работы (Pousseur, Henri: Die Apotheose Rameaus: Versuch zur problem d. Harmonik. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1987. Texte zur Forschung; Bd. 52.

Анри Пуссёр (родился в 1929) — бельгийский композитор и теоретик. Учился в консерваториях Льежа и Брюсселя (1947-52), где стал членом группы "Вариации", в которую объединились молодые композиторы, изучавшие музыку А. Веберна.

Далее…

Страницы: Назад 1 2 3 4 5 Вперед