Московская консерватория и ее здание: вспоминая начало //

18 июня 2009 / Былое

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Меценаты

Вопрос финансирования был решен двумя путями: субсидией казны в размере 400 000 р., достигнутой усилиями Сафонова, выплачивалась двумя императорами (Александром III и Николаем II), и помощью общественности. Всех, кто помогал, трудно даже перечислить. Помогали меценаты — купцы и предприниматели, творческая интеллигенция, профессура Консерватории. Существенное значение имело и то, что после смерти Н. Рубинштейна сохранилась традиция избрания на должность финансовых директоров ведущих представителей делового мира.

Вот имена тех, кто им был на грани XIX —XX веков. Людей не мало сделавших для реализации проекта В. И. Сафронова. Константин Сергеич Алексеев (Станиславский) — о нем уже говорилось выше; Михаил Абрамович Морозов и его жена Маргарита Кирилловна (урожденная Мамонтова), представители старообрядческой тверской ветви Морозовых; Павел Игнатович Харитоненко — украинский магнат, крупнейший сахарозаводчик, меценат и филантроп, на средства которого в Консерватории обучалось 20 студентов.

Первый крупный взнос на строительство — 200 тысяч рублей — сделал еще в 1891 г. (к 25-летию Консерватории) богатый московский купец-старообрядец Г. Солодовников. Этого человека, о скупости которого в Москве ходили анекдоты, можно, не боясь преувеличения, назвать самым щедрым филантропом России в начале XX века. Предприниматель, имущество которого оценивалось суммой более чем в 20 миллионов рублей, по тому времени астрономическая, на себе экономил на всем: на питании, на одежде, на билетах в театр — на всем. Но, умирая, родным и близким оставил только 800 тысяч рублей, а более 20 миллионов передал на благотворительные цели.

Последовали и другие многочисленные частные пожертвования. Щедрый взнос — 9 тысяч рублей — был от Антона Рубинштейна, брата Николая. Сыграли свое значение и поступления от организованных В. Сафоновым платных музыкальных концертов.

Таким образом, у Сафонова образовался значительный фонд, позволявший ему приступить к осуществлению задуманного проекта. Чтобы иметь представить вклад общественности можно сказать, что в целом общая стоимость проекта превысила миллион рублей.

Ветхие фундаменты старого Дашковского дома не в состоянии были бы выдержать дополнительную нагрузку более объемистого здания, необходимого для удовлетворения потребности Консерватории последнего десятилетия XIX века. Решено было возводить новое здание, сохранив при этом фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей. Все остальное от старого дома должно было быть снесено. Это смелое для своего времени решение сохранило внешний облик классического здания, расположенного в глубине двора. Это только в современной Москве рушатся фасады реконструируемых памятников архитектуры. Строительной комиссии, возглавляемой В. И. Сафоновым, удалось блестяще разрешить не только финансовую и техническую стороны проекта, но и получить весьма эффектное эстетическое решение градостроительной проблемы — перестроенное здание до сих пор одно из лучших украшений Б. Никитской улицы.

Руководство строительно-архитектурными работами В. И. Сафонов поручил опытному архитектору В. П. Загорскому (1846–1912), выпускнику Петербургской художественной академии, академику (с 1881 г.), много работавшему в Москве. Однако в памяти его современников, да и в наше время он, прежде всего, автор здания Консерватории — самого значительного его творения. Проект В. П. Загорский разработал не только бесплатно, но еще и заявил о своем согласии «сохранить за собой пожизненно и безвозмездно» должность архитектора при здании Консерватории. Подстать архитектору были и его помощники — инженеры Н. Ф. Казаков и Н. Ф. Группер, бесплатно рассчитавшие сложнейшие строительные конструкции этого огромного зала.

Снос строений бывшего Дашковского дома начался в августе 1894 г., а уже 9 июля 1895 состоялась закладка нового здания. В. И. Сафонов и другие почетные гости положили в основание его памятную доску и серебряные рубли чеканки 1895 года. г.Г. Солодовников и в этом отличился — положил 200 монет.

К осени 1897 г. было закончено сооружение всех классных комнат и квартир для служащих, а в октябре 1898 года состоялось открытие Малого зала Консерватории. Наконец, 7 апреля 1901 г. торжественное открытие Большого зала, ознаменовало завершение всех работ по возведению нового комплекса зданий Консерватории.

Зал почти на 1800 мест, с огромной эстрадой для оркестра и хора и сегодня впечатляет своими смелыми размерами, обилием света, художественной отделкой, придающей ему дворцовый облик. Впечатление усилено портретной галереей в виде 14-ти портретов-медальонов в обрамлении лавровых венков по боковым стенам зала — работа академика живописи Н. К. Бондаревского. Классики русской и западноевропейской музыки, в том числе М. Глинка, П. Чайковский, А. Рубинштейн. Над сценой — медальон-барельеф Николая Рубинштейна. В годы борьбы с «безродным космополитизмом» портретные барельефы с «неблагозвучными» именами: Мендельсон, Гендель, Гайдн, Глюк были заменены изображениями славянских композиторов: Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова и Шопена.

Но главное достоинство зала — это его акустика, о чем говорилось с самого начала этих заметок, совершенная, безупречная, непревзойденная не только в русской, но и в зарубежной строительной практике. И сегодня этот зал — одно из лучших мест в мире для записи концертов, зачастую используемый для этого зарубежными музыкантами.

Гордость Консерватории — орган, по мнению сведущих музыкантов, по своему совершенству равнозначный скрипке Страдивари. Инструмент, до сих пор украшающий Большой зал, был заказан у парижской престижной фирмы «Кавайе-Коль» в 1899 г. бароном С. П. фон Дервизом (из обрусевших немцев) — железнодорожным магнатом, меломаном с консерваторским образованием, дети которого обучались у П. Чайковского. Орган представлял собой один из величайших для того времени инструментов. В России больше него был только орган рижского Домского собора, но и тот уступал ему по количеству регистров. Изготовление, перевозка и установка органа обошлись С.П. фон Дервизу в 40 тыс. рублей.

Орган Большого зала был не единственным подарком этого рода. Еще в 1886 г. В. А. Хлудов — один из представителей клана текстильных предпринимателей-старообрядцев, подарил орган для Малого зала. Семьдесят три года работал этот инструмент в Консерватории — вначале в старом Малом зале, а затем и в новом. Ныне он в Музее музыкальной культуры.

И если уж говорить о подарках, то было их немало и в натуральном виде, в денежном выражении, между прочим, весьма ценных. Архитектор В. Загорский работал, как уже говорилось, бесплатно, но подарил еще Залу мраморные ступени парадной лестницы. Братья Михаил и Иван Морозовы, меценаты и друзья Николая Рубинштейна, обеспечили зал за свой счет оборудованием и мебелью, а сахарозаводчик П. И. Харитоненко — коврами.

Можно подвести итог: взяв у государства всего 400 тыс. р. В. И. Сафонов, призвав на помощь меценатов, возвел сложнейший архитектурный комплекс и оснастил его всем необходимым стоимостью свыше 100000 рублей. И это в кратчайший для того времени срок.

Когда перестраивали здание Консерватории, предполагалось посреди двора, выходящего на Б. Никитскую улицу, поставить памятник Н. Г. Рубинштейну. Но средств на его осуществление не нашлось. У В. И. Сафонова возникла мысль о создании при Консерватории музея его имени, даже было приготовлено помещение в виде большой светлой комнаты при библиотеке, но оборудовать ее, за неимением средств, также не удалось.

Только в 1912 г. М. М. Ипполитов-Иванов (профессор, а затем и директор Консерватории в 1909 — 1922 гг.) решил, что все-таки надо, наконец-то, увековечить память основателя Консерватории, хотя бы созданием Музея его имени. В том же году в бывшем кабинете основателя Консерватории был открыт мемориальный музей Николая Рубинштейна. В 1943 г. на его базе был создан обширный Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК) вне стен Консерватории.

В советские годы знаменитые евреи, даже крещеные, были не ко двору и в мае 1940 г., Президиум Верховного Совета СССР, в честь столетия со дня рождения композитора П. И. Чайковского, присвоил Консерватории его имя, столетний юбилей Николая Рубинштейна был всего лишь за пять лет до этого.

Та же участь постигла и Петербургскую консерваторию. Основанная не только по инициативе, но и значительными личными усилиями Антона Рубинштейна, она была названа в честь Н. А. Римского-Корсакова, который никакого отношения ни к ее основанию, ни к ее деятельности не имел и даже был противником.

С падением большевистского режима многое изменилось и в подходах к сохранению памяти прошлых лет. В 1995 произошло второе рождение Музея Н. Г. Рубинштейна, экспонаты которого собирались по крупицам в учебных корпусах, классах, концертных залах: фотографии, живописные портреты, документы, музыкальные инструменты. Московская консерватория — мемориальная комната Николая Рубинштейна Московская консерватория — мемориальная комната Николая Рубинштейна

P. S. Прошло почти два года. В зданиях Консерватории прошел кое-какой косметический ремонт: что-то залатано, что-то заплатано, но главный корпус, с его редчайшим в мировой практике Большим Концертным залом продолжает ветшать и разрушаться. А что дальше?

По сообщениям российских средств массовой информации, федеральная целевая программа "Культура России» предусматривает выделение в 2009-2010 гг. 100 млн. бюджетных рублей на ремонт и реконструкцию комплекса зданий Консерватории, включая реставрацию Большого зала и его органа. Бытует и цифра в 2,5 млрд. все тех же бюджетных рублей. Но пока это только проекты. А где меценаты? Очевидно, что этот вид «Homo sapiens sapines» в Москве XXI века  вымер.

Григорий Бокман
30 июля 2008 г. Иерусалим
Первый вариант статьи был опубликован в электронном ежеквартальном журнале Иерусалимского Отделения Императорского Православного Палестинского общества

Подробнее об истории Московской консерватории можно прочитать на ее сайте в разделе «История», особенно в книгах Н. Мироновой «Московская консерватория. Истоки» и Н. Кашкина «Первое двадцатипятилетие Московской консерватории».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Откликнуться