Музыкант должен уметь импровизировать! //

21 марта 2008 / В череде событий

Обучение подбору по слуху и импровизации как навыкам, способствующим развитию творческого потенциала студента, должно стать неотъемлемой частью формирующейся концепции современного профессионального высшего образования. В самом деле, подбор по слуху, облегчающий музыканту работу при отсутствии нужного нотного текста, и импровизация, создающая ему условия для творческой самореализации в профессиональной деятельности, как нельзя лучше соответствуют принципам базового высшего музыкального образования, предполагающим актуализацию приобретенных знаний, их постоянное обновление и шлифовку в условиях практической деятельности.


В то же время выпускники средних специальных и высших музыкальных учебных заведений, сталкиваясь в своей профессиональной деятельности с подбором и гармонизацией мелодии и аккомпанемента по слуху, зачастую оказываются бессильными даже перед простейшими музыкальными темами. Музыкально-теоретические учебные предметы, на изучение которых тратится основное время студента, при всем обилии заключенных в них сведений о музыкальном языке, структуре произведения, выразительных средствах музыки и т.д. не могут изменить ситуацию. С одной стороны, теоретико-аналитический подход к изучению музыкального языка, традиционно доминирующий в музыкальной педагогике, дает учащемуся необходимые базовые знания. С другой стороны, музыкальное образование построено так, что в результате учащийся-музыкант не способен продуцировать музыку кроме как озвучивая нотный текст.

Иначе было построено музыкальное образование в XIX веке и ранее. Музыкальному мастерству учились практически, а не теоретически. «Разделение труда», «узкая специализация» — явления XX века — следует оценивать как весьма негативные. Хотелось бы восстановить былой творческий синкретизм, когда музыкант мог все: и сочинить произведение, и оркестровать его, и исполнить на рояле (а часто — и на каком-либо ином инструменте), и продирижировать, и написать рецензию. В XIX столетии был немыслим пианист, играющий лишь по нотам, как это весьма распространено в наши дни. Владея же на практике всеми средствами музыкальной речи, музыкант мог бы выиграть и в интерпретации произведении композиторов-классиков.

Напрашивается мысль о том, что в системе базовых учебных предметов и методов музыкального образования имеет место недооценка импровизации как вида учебной деятельности, оказывающего заметное влияние на весь процесс освоения и осмысления музыки. Следует уделять внимание практической деятельности учащегося-музыканта, направленной не на теоретический анализ музыкального языка, а на опытное изучение закономерностей живой музыкальной речи — деятельность, в процессе которой он «собственноручно» за инструментом решал бы задачи синтеза полученных музыкально-теоретических знаний.

В решении данной проблемы больших успехов достигли педагоги историко-теоретического факультета нашей консерватории, в частности, Ю. Н. Холопов, Н. А. Симакова и Т. С. Кюрегян. Так, в курсах гармонии, полифонии и анализа появились задания, связанные с импровизацией. Этот подход не возник на пустом месте, традиция музицирования в теоретических классах в нашей консерватории никогда не прерывалась, достаточно вспомнить методику преподавания таких профессоров, как С. И. Танеев, И. В. Способин.

Для изучения импровизации удобно фортепиано, которое представляет богатые возможности, позволяя использовать многоголосную фактуру. Оперирование гармониями по слуху, не говоря уже о совмещении мелодии и аккомпанемента, требует немалых творческих мыслительных усилий. Поэтому на начальных этапах освоения музыкальной речи целесообразно кардинально сузить палитру используемых гармоний, ладотональное и позиционное разнообразие аккордов аккомпанемента. В осмыслении функциональных гармонических взаимосвязей достаточно основных видов трезвучий и септаккордов в тесном расположении с использованием смены мелодических расположений. Тональности могут ограничиваться двумя ключевыми знаками.

Главным же критерием успешной импровизации является развитая, логичная фактура. Однако этот элемент часто становится «камнем преткновения» для некоторых студентов нашей консерватории. Наиболее оптимальным является, на мой взгляд, использование подбора по слуху и импровизации не вместо, а вместе с игрой по нотам.

Хотелось бы, чтобы практическое музицирование вновь вошло в быт наших студентов!

Александр Ивашкевич,
студент IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», март 2008

Откликнуться