По дороге в Эммаус //

21 мая 2008 / Концерт

ЭммаусТакое название получил концерт, посвященный пасхальной музыке западной Европы, который состоялся в один из дней Светлой седмицы, 29 апреля, в Культурном Центре «Покровские ворота». В концерте принимали участие вокальный ансамбль старинной музыки «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, ансамбль солистов под руководством Михаила Штанько и солисты оркестра «Pratum Integrum». Идея Пасхального концерта принадлежала гобоисту М. Штанько. Он выступил также ведущим, сопровождая музыкальную часть интересными комментариями.

Программу концерта составляли сочинения XIII-XVII веков, практически не звучащие на московских сценах. Можно даже сказать, это был вечер премьер, так как большинство произведений звучало в Москве впервые: мотеты О. ди Лассо, У. Берда, Г. Шютца, Пасхальный диалог Г. Шютца, Пасхальный мотет И. Я. Фробергера, Шестая кантата И. С. Баха. Весь концерт прослаивался звучанием средневековых испанских Кантиг Деве Марии в обработке М. Штанько. Исполнительские составы и композиторы сменяли один другого, ни на секунду не позволяя публике заскучать.

Вокальный ансамбль «Intrada» зародился в стенах консерватории несколько лет назад по инициативе Е. Антоненко. Основу ансамбля составляют студенты дирижерско-хорового факультета консерватории, кроме того, Академии музыки им. Гнесиных и даже сектора педпрактики Московской консерватории. Главное, что объединяет участников, — страстная любовь к старинной музыке, потребность вдохнуть в нее новую жизнь. Хотя коллектив «Intrada» еще совсем молодой, в его репертуаре — музыка нидерландских полифонистов эпохи Строгого стиля, итальянские мадригалы, духовные сочинения У. Берда… Особенно радует серьезный подход исполнителей к произношению — грамотно воспроизводились певцами тексты на латинском, итальянском, немецком языках. Однако порой длинные мелодические линии прерывались излишне краткой фразировкой, оставляя впечатление некоторой мозаичности. Певцам и руководителю ансамбля необходимо уделить этой проблеме особое внимание, ведь убедительная фразировка и достижение гибкости — то, к чему необходимо стремиться при исполнении старинной музыки.

На счету ансамбля «Intrada» мастер-классы с крупнейшими западными исполнителями старинной музыки — П. Эссвудом и М. Чансом. Среди постоянных партнеров коллектива — оркестр старинной музыки «Pratum Integrum» и его солисты, принимавшие участие в прошедшем концерте. Особого внимания заслуживает группа basso continuo — А. Непомнящая (клавесин), А. Гулин (виолончель) и М. Хохлов (контрабас). Своим слаженным, профессиональным исполнением они создавали чуткий фон для солистов и всего ансамбля. В некоторых сочинениях к группе continuo присоединялись и скрипки, партии которых с блеском исполнили М. Катаржнова и Т. Федякова.

Кульминацией вечера стало исполнение Шестой кантаты Баха, по смыслу связанной с названием концерта. К упомянутым вокальному и инструментальному ансамблям присоединились два гобоя (М. Штанько, А. Лесовиченко) и гобой da caccia (Ф. Нодель), редко звучащий в концертных залах Москвы! Партия контр-тенора в кантате была поручена известному скрипачу — исполнителю старинной музыки Д. Синьковскому, с достоинством справившемуся с ее виртуозными трудностями; В. Бараковский (тенор) и Н. Алифанов (бас) тронули слушателей чутким, эмоционально насыщенным исполнением.

Публика, до отказа наполнявшая зал Культурного Центра (многим так и не удалось сесть!), устроила исполнителям бурную овацию. Казалось, на весь оставшийся вечер слушатели были заряжены энергией молодых талантливых музыкантов!

Надеюсь, ансамбль «Intrada» прочно войдет в концертную жизнь Москвы, которую, к слову, трудно себе представить без выступления в залах консерватории. Хочется верить, что и консерваторская публика вскоре познакомится с новым и интересным явлением — «вокальный ансамбль старинной музыки». А участники ансамбля «Intrada» продолжат погружение в мир старинной музыки, забытой, но достойной возрождения!

Софья Гандилян,
студентка IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», май 2008

Откликнуться