Свободный обмен мнениями //

26 марта 2009 / Жизнь консерватории

Фоторепортаж со встречи с А. С. СоколовымНа протяжении первых недель второго семестра в Московской консерватории проходили важные встречи и. о. ректора профессора А. С. Соколова с преподавателями и студентами факультетов: Дирижерского (19.02), Оркестрового (24.02), Вокального (25.02), Композиторского (11.03), Фортепианного (12.03), Историко-теоретического (18.03).

Встречи проходили в деловой и дружественной обстановке, часто в переполненном помещении 21-го класса и, несомненно, имели для вуза судьбоносный характер. В ходе совместной дискуссии возникали самые разные вопросы — творческие и учебно-производственные, хозяйственные и организационные. Затронутые проблемы были весьма животрепещущими, многие из них потребовали незамедлительного решения. Именно этим объясняется повышенное внимание студенческо-преподавательского коллектива консерватории к инициативе профессора А. С. Соколова обсудить все коллегиально.

Одна из сложных проблем сегодняшнего дня — финансы. Но, несмотря на финансовый кризис, введение секвестра и сокращение бюджетных расходов во всех сферах образования, профессор А. С. Соколов заверил присутствующих, что консерватория не отказывается ни от одного из запланированных проектов, связанных с проведением концертов, конкурсов, фестивалей или обменных мероприятий.

А. С. Соколов также подтвердил, что генеральный план реконструкции и реставрации консерватории подвергаться изменениям не будет. Главным камнем преткновения пока все еще остается статус двух зданий, расположенных в Кисловских переулках, которые исконно принадлежали консерватории, но были утрачены в 90-е годы прошлого века. Их возвращению помогает правительство Москвы и мэр Ю. М. Лужков. Осуществление проекта начнется в самое ближайшее время со строительства оперного театра, а закончится в 2016 году, к 150-летию Московской консерватории.

Обсуждалось и предстоящее закрытие Большого зала, связанное с его капитальной реставрацией накануне XIV конкурса Чайковского. Концертная жизнь консерватории не может остановиться, и А. С. Соколов в результате уже идущих широких переговоров предложил несколько новых концертных площадок, которые могут компенсировать временное отсутствие Большого зала. Это концертный зал МГУ имени М. В. Ломоносова, зал МГТУ имени Н. Э. Баумана и огромное помещение Дома культуры ЗИЛа, где можно будет проводить абонементные циклы при участии всех факультетов.

Профессор А. С. Соколов вновь вынес на обсуждение давнюю идею о создании Художественного совета Московской консерватории. Этот коллегиальный орган, в который должны войти крупнейшие творческие личности, необходим для формирования грамотной стратегии разносторонней художественной деятельности прославленного вуза.

На каждом собрании наряду с общими для всей консерватории актуальными проблемами, естественно, поднимались темы, специфические для каждого факультета.

Так, на встрече с Дирижерским факультетом возник острый для него вопрос дальнейшего трудоустройства будущих выпускников в условиях, когда старая система распределения не существует. Получившие прекрасное образование, готовые к работе в вузах, училищах, в профессиональных коллективах, многие студенты, заканчивая дирижерско-хоровое отделение, идут… в храм. «Конечно, с одной стороны, храм — это спасение, возможность и регентовать, и петь, но, с другой — это только способ существования», — с тревогой констатирует декан профессор С. С. Калинин.

Еще один немаловажный вопрос, поднятый на собрании этого факультета, — практика, необходимая для формирования будущего профессионала. На этом также остановился декан: «Практика курсовых хоров, где студенты каждого курса и поют, и дирижируют в своем составе, — важное завоевание кафедры. Раньше такие хоры действовали только с 3-4 курса, когда ребята уже «перегорали», а теперь они «варятся» в хоровом музицировании с 1-го курса, одновременно развивая свои организаторские способности. Но самое ценное заключается в том, что эти хоры уже сами по себе являются полноценными исполнительскими коллективами: на концертах они демонстрируют такие музыкальные программы, с которыми может выступить далеко не каждый профессиональный хор».

А. С. Соколов. Фото М. КарасевойТа же проблема стоит и в воспитании оперно-симфонического дирижера — студенты говорили о недостаточной репетиционной и концертной практике. И здесь особое для учебного процесса значение приобретает производственный оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования, поскольку его основная функция, несмотря на большую концертную работу, прежде всего — учебная.

Волнение ведущих профессоров Оркестрового факультета было обусловлено целым рядом обстоятельств: нехваткой исполнителей на отдельных инструментах, что особенно сказывается на деятельности учебного оркестра консерватории; маленькими зарплатами «вторых преподавателей» — концертмейстеров; несоответствием качества инструментов в классах для занятий по специальности.

На собрании была поднята и давняя больная тема — непосещение студентами оркестровых занятий «старшего» учебного симфонического коллектива, обусловленное их работой в различных столичных оркестрах. В ходе переговоров с профессором А. С. Соколовым и деканом профессором В. М. Ивановым было принято давно назревавшее решение о создании единого студенческого симфонического оркестра, куда войдут учащиеся первых трех курсов.

Основной темой обсуждения на Вокальном факультете стало настоящее и будущее оперного театра консерватории. «Очень радует, что проект строительства начнется с оперного театра, — сказал декан профессор П. И. Скусниченко. — Этот вопрос сейчас очень актуален. Все наши спектакли идут на высоком профессиональном уровне, при полных залах. Люди часто сравнивают их со спектаклями в Большом театре, Театре имени Станиславского, и все в один голос говорят, что, например, «Богема» у нас лучше, потому что выступают совсем молодые исполнители, которые впервые выходят на сцену.»

На собрании шла речь и о возможном сотрудничестве со Школой оперного искусства Галины Вишневской, и о репертуарной политике консерваторского театра. Кроме того, затрагивались такие больные темы, как повышение зарплат оркестрантам, солистам и артистам хора оперного театра, необходимость обновления инвентаря, и прежде всего костюмов, обуви, которым по 30 с лишним лет (многое досталось «по наследству» от Большого театра и Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

Когда студент надевает дряхлый и пыльный костюм, да еще боится лишний раз повернуться, чтобы, не дай бог, он не разорвался, — это никуда не годится! — восклицает декан. — Нормальный, хороший костюм и добротные сапожки создают совершенно другое настроение, образно «подстегивают» студента: он уже не Вася, а Лыков, не Ваня — а Ленский.

В ответ на выраженные пожелания А. С. Соколов предложил составить сметы по каждой опере, которые будут рассмотрены на ректорате.

Вопросы, связанные с оркестром, приобрели особое значение и на встрече руководителя консерватории с Композиторским факультетом. «Студенты должны слышать себя в оркестре до диплома хотя бы один раз, — утверждает декан профессор А. А. Кобляков. — Кроме того, необходимо восстановить традицию исполнения оркестровок, которая, к сожалению, была утеряна несколько лет назад». В числе пожеланий от кафедры инструментовки была высказана идея о необходимости создания современно оснащенного, радиофицированного класса, в котором могли бы проходить занятия. В смене оборудования особенно нуждаются 46-й и 30-й классы.

На повестке дня стояли и вопросы расширения творческих контактов Композиторского факультета с ведущими оркестрами столицы: БСО, Госоркестром (в настоящий момент композиторы сотрудничают только с оркестром Минобороны). Речь шла и об укреплении связей с Историко-теоретическим и исполнительскими факультетами.

На встрече с Фортепианным факультетом особенно подробно обсуждались качество инструментов в классах и залах консерватории, их состояние, ремонт, настройка, а также возможности новых поступлений, перемещения и ротации из залов в спецклассы. Профессор А. С. Соколов подробно остановился на сотрудничестве с крупнейшими фирмами Steinway & Sons, Yamaha, Kawai, Bechstein. Декан профессор Е. И. Кузнецова затронула животрепещущую тему возможного призыва студентов в армию и необратимых последствий такого решения для профессии пианиста.

Активное участие в обсуждении принимала профессура факультета. Речь шла и о давних традициях факультета, и о нынешней творческой деятельности молодых преподавателей, об организации гастролей талантливых молодых пианистов и обустройстве концертной жизни в период закрытия Большого зала. Встал вопрос и о статусе исполнительской аспирантуры (ассистентуры-стажировки), который в данный момент обсуждается в Министерстве культуры.

Педагогов и студентов Историко-теоретического факультета прежде всего беспокоили издательские возможности и переход (а точнее — непереход!) на двухуровневый процесс обучения: бакалавриат — магистратура. По словам А. С. Соколова, несмотря на преимущества старой системы образования, в Министерстве образования и науки этот вопрос пока окончательно не решен. Декан профессор И. В. Коженова выразила сожаление, что у нас до сих пор нет изданий под эгидой ВАК — в результате соискателям, выходящим на защиту, просто негде размещать статьи. Было принято также решение о возобновлении традиции публикаций студенческих дипломных работ.

Речь шла и об учебном процессе. Для его совершенствования в ближайшее время еще 40 классов консерватории будут оснащены звукозаписью и трансляцией; в дополнение к этому у педагогов появится возможность индивидуально пользоваться в классе демонстрационными DVD-плеерами. По поводу приемных требований руководитель консерватории считает, что нам следует взять на вооружение опыт МГУ, где система ЕГЭ не вводилась, а в качестве бонуса учитывается участие абитуриента в олимпиадах.

Фоторепортаж со встречи с А. С. Соколовым

Многие общие для всех факультетов проблемы оказались связаны со студенческой жизнью. Студентов как всегда волновали вопросы стипендии, питания в столовой (в связи с неоднократным нарушением технологий приготовления пищи уже принято решение о замене обслуживающей столовую фирмы на новую), инертностью студенческого профкома и студсовета, а также с посещением факультативов, обязательных дисциплин и вторым высшим образованием. Сложной предстала ситуация библиотечного обслуживания, а именно: работа читального зала в летнее время, возможность беспрепятственной выдачи нот (в частности, современного репертуара), введение «ночного» абонемента.

Но наиболее наболевшей оказалась тема общежития — сложности с размещением и нехватка мест, вопросы прав и обязанностей живущих, взаимоотношения администрации общежития и студентов, санитарно-гигиенические мероприятия и многое другое. Руководитель вуза сообщил, что в планах консерватории стоит строительство новых корпусов студенческого общежития, что позволит значительно увеличить количество мест.

Многие вопросы, связанные с организацией нормальных условий для учебы студентов, живущих в общежитии (в частности, состояние инструментов в репетиториях и комнатах), было предложено вынести на специальное обсуждение. Но некоторые действия последовали незамедлительно. По результатам совместной дискуссии ректоратом уже принято решение о подключении каждой комнаты к Интернету, а также о продлении времени занятий: во втором учебном корпусе до 23-х часов, в репетиториях общежития — до полуночи.

Встречи оказались весьма плодотворными для обеих сторон. Живая творческая дискуссия, свободный обмен мнениями, пожеланиями и идеями позволили понять, что волнует консерваторию в настоящий момент и какие шаги следует предпринять руководству в ближайшем будущем. «Консерватория подобна живому организму, — сказал профессор А. С. Соколов. — Ее дыхание определяет пульс, который в каждое время слышен по-разному». Удастся ли его услышать на этот раз — покажет время.

М. В. Щеславская,
ответственный редактор газеты «Российский музыкант»
Опубликовано в газете «Российский музыкант», март 2009 г.

Фоторепортажи со встречи А. С. Соколова с историко-теоретическим факультетом

25 комментариев на “Свободный обмен мнениями”

Марина Карасева 27 марта 2009 в 20:51

Цит.: “По результатам совместной дискуссии ректоратом уже принято решение о подключении каждой комнаты к Интернету”.

Понятно, что обобщающая статья в газете не ставила задачу осветить все детали прошедших встреч и обсуждений. В связи с этим, дам необходимые пояснения: речь идет о современном уровне подхода к проблеме Интернета, а именно: о подключении как общежития, так и самой консерватории к беспроводным сетям Wi-Fi.

Wi-Fi-доступ даст возможность каждому студенту и сотруднику консерватории пользоваться Всемирной Сетью бесплатно и безлимитно.

Добавлю, что предложение А.С. Соколова, впервые озвученное им на встрече со студентами и преподавателями дирижерского факультета, вызвало у слушателей активно-позитивные эмоции. Теперь, будем надеяться, студенты перестанут сидеть на краешке подоконников в поисках желанного, но часто ускользающего “халявного” Wi-Fi-сигнала)).

Ответ (Владимир Громадин):

…боюсь, что ко времени открытия бесплатного Wi-Fi в консерватории либо Beeline Wi-Fi Free пополам с Wi-Fi-сеткой ГИТИСа окончательно покроют всю консерваторию (сейчас только частично), либо существенная часть пользователей уже перейдет на 3G/4G связь. :)

идею надо было начинать реализовывать тогда, когда она предлагалась народными массами студентов (несколько лет назад :)

Святослав Голубенко 27 марта 2009 в 21:01

Да, именно это и имелось в виду, я так думаю. Просто известно, что к настоящему моменту в общежитии каждая комната уже подключена к интернету.

Ответ (аноним):

еще на каждая. пусть проводят!!!:)))

Ответ (Святослав Голубенко):

Сообщите номер комнаты, к которой не подведен интернет!

Святослав Голубенко 27 марта 2009 в 21:06

Просто есть и другая сторона проблемы: в консерватории реально не так много мест, где можно было бы сделать доступным выход в интернет через Wi-Fi. Читальный зал - безусловно, а вот на счет столовой - уже вопрос. Представьте себе, когда в разгар дня, когда многие студенты и педагоги находятся в поисках свободных столов, чтобы ПОЕСТЬ, а не воспользоваться Интернетом, большая часть этих столов занята пользователями сети Интернет. Наверное это не самое рациональное решение, хотя, какой-то выход найти и можно.
Вообще интересно было бы послушать предложения и студентов и преподавателей по этому вопросу.
P.S. Вопрос подключения Wi-Fi в читалке уже находится в стадии решения. Обещали включить Интернет в районе мая 2009 г.

Ответ (Марина Карасева):

На встрече А.С. Соколова с теоретиками шла речь о создании “мягких сидячих” мест в пустующих холлах на этажах. Раньше, кстати, там всегда стояли диваны и столики, можно было позаниматься как со студентом, так и самому. Чем не дополнительное место для ловли “вай-фая”?

Святослав Голубенко 27 марта 2009 в 21:18

Шикарно… Боюсь скоро большая часть студентов заболеет Wi-Fоманией… :-) Но в целом, это правильно! Возможности должны быть предоставлены всем студентам и педагогам.

Ответ (Владимир Громадин):

ну те, кто постоянно в интернете сидит, те сидят и без Wi-Fi, а для остальных после акции вроде блокирования ВКонтакте.ру Wi-Fi потеряет всякий смысл :)

Главное — бороться с сидением в интернете на лекциях :D

Ответ (Марина Карасева):

Ну это смотря с каким сидением… Ежели во ВКонтакте.ру да еще на предмет коллективного классного прослушивания редких музыкальных композиций (ребятки туда уже накачали много интересного)- то очень даже “пользительно” (как говаривал Юрий Александрович Фортунатов) получится.
Практика показывает, что у многих консерваторских педагогов по анализу и по истории музыки нет дома (и это понятно) необходимых записей из музыки ХХ-начала ХХI века, на которую они ссылаются в аналитических разборах. Не находятся такие записи (нередко) и в нашей фонотеке. Вот тут-то Wi-Fi нам и поможет, будем надеяться:).

Ответ (Владимир Громадин):

другими словами это называется «возможность использования пиратских ресурсов по нелегальному распространению музыки» ;-)

если заведение, готовящее музыкантов, начнет поддерживать пиратское распространение записей этих самых музыкантов — можно считать, что авторскому праву наступил конец :) а вот настоять на том, чтобы фонотека закупала необходимую музыку (достать ее в цифровом виде легально — это не проблема), — вполне можно. и эффективнее :)

Ответ (Марина Карасева):

В таком случае, чтобы быть последовательным борцом за дело охраны авторских и смежных прав, Вам надо сначала добиться закрытия всех музыкальных и нотных сайтов-архивов, предоставляющих бесплатный доступ к академической музыке)). А заодно и Форума-Классика, на котором специальные ссылочки туда дают… У Вас серьезные планы!))).
По поводу Фонотеки МГК - а списки готовы?

Ответ (Владимир Громадин):

нотные сайты-архивы уровня IMSLP после прецедента с закрытием этого IMSLP по требованию издательства Peters сейчас выкладывают только то, что разрешено авторским правом (по поводу чего там есть специальное подробное пояснение. Ноты Шнитке не получится выложить :). Уровня Тараканова — другой вопрос. Но он вроде как и не пытается быть легальным.

То есть добиваться того, чтобы крупные нотные архивы были бы легальными, не надо. Это уже сделано и без нас :)

…если YouTube и ему подобные ресурсы автоматически удаляют видео, не соответствующее авторскому праву — доберутся и до нот :) Я уже молчу про семимильными шагами легализующийся torrents.ru :-)

Ответ (Владимир Громадин):

а списки «что закупать» — во-первых, это скорее относится к тем, у кого не хватает аудиоматериалов, во-вторых, устройство магазинов класса iTunes Store позволяет обойтись без заранее составленных списков, просто покупая ровно то, что сейчас нужно (если свести все треки в одну доступную медиатеку, чтобы каждый педагог мог сам из нее выбрать и запустить нужный аудиофайл без чужой помощи. А в случае необходимости — докупить отсутствующие треки).

Марина Карасева 30 марта 2009 в 14:06

Володя, Ваши рассуждения теоретически верны, а практически… Я, допустим, являюсь владелицей ручного эпплвского девайса о 160 гб. И я довольна, но сама же и понимаю, что для неуверенного пользователя или девайс-ненавистника (коих в МГК немало, исключая молодых и продвинутых вроде Вас) медиатека ITunes - дело вовсе не самое простое. (Если Вы о персональном ее использовании педагогами говорите).
Конечно, можно в нашем Сomp Lab завести Службу спасения + человечка, отвечающего за пополнение и обновление медиатеки… В должностных обязанностях которого еще будет значиться: “Проведение тренинга по “Ай-тьюнз-ориентированию” в рядах ППС… В общем, я это себе живо представила))).
Впрочем, это не значит, что шагов в подобное светлое будущее делать не надо. Разумеется, Вы правы. По очень большому счету).

Ответ (Владимир Громадин):

В целом, пользоваться программами вроде Windows Media Center или Front Row (если иметь в виду привязку к iTunes, см. картинку) ничуть не сложнее, чем телевизором. Даже наоборот: у меня к телевизору (абсолютно простому) пульт в разы сложнее, чем пульт для FrontRow с его несколькими кнопками. Честно — не верю, что человек с высшим образованием не может использовать современное оборудование, рассчитанное на неграмотных пользователей, не желающих вдобавок задумываться над нюансами использования купленной аппаратуры (не хочет — другое дело).

Просто большая часть вышеупомянутого ППС не верит, что современные компьютеры — это просто и очень просто (для обычного пользователя). А надо поверить :) Тест на достаточный уровень умственного развития они уже давно прошли, выучив ноты (штука значительно более сложная, чем iTunes) :-D
И я лично считаю, что все они умные и хорошие люди, так что использовать такого рода инструменты вполне смогут :) Сотовыми телефонами же научились пользоваться ;-)

Марина Карасева 30 марта 2009 в 21:22

NB: в горячей проблематике у нас с Вами сейчас вовсе не реальные свойства эппловского приложения, к которому и претензий масса (комментарий-инструкцию к ITunes, кстати сказать, компания написала достаточно бездарно и хаотично). Это как со звуком - есть физические свойства, а есть качества, которые уже завязаны на особенности восприятия. Мы имеем дело не с легкостью или трудностью материала, не с потенциальными способностями тех или иных людей, а с их Убеждениями по поводу этого материала, своих способностей и, в конечном счете, исповедуемых ими ценностей.

В таком случае Ваше простое (потому несколько наивно звучащее, простите) апеллирование к якобы очевидному - большого методического результата, поверьте, не даст. (Нигде, и в муз.педагогике тоже).
Работать нужно с самими этими убеждениями (и с личными стимулами). Да и то, лишь в том случае, если люди сами почувствуют необходимость в этом Вашем участии. Плюс - если Вы технику этого дела (такой работы) хотя бы примерно знаете.

В ином же случае - все останется лишь Вашими правильными словами, с которыми нельзя не согласиться, но которые так и повиснут программной оболочкой без программной начинки. Ее-то всего труднее создать. Вопрос вообще только в этом.

Впрочем, у нас тут намечается психотехнический оффтопик…))). Увидимся - поговорим, если захотите.
А беспроводные сети нам нужны, и разумное применение им, думаю, найдем совместными усилиями.

Ответ (Владимир Громадин):

так никого не нужно убеждать или заставлять пользоваться новыми технологиями. просто они есть — и люди вполне в состоянии их освоить. Захотят — сами освоят, не захотят — никто их с места не сдвинет. А пока система не будет работать — не захотят :).

Музыкальная педагогика учит в разы более сложным вещам. А пользоваться телевизором с пультом дистанционного управления никто не учит. Специально учить пользоваться FrontRow — из той же категории. Если человеку продемонстрировать удобство — он этим будет пользоваться. Больше ровным счетом ничего не нужно.
Если, конечно, люди не против телевизоров. Ибо с точки зрения пользователя все медиацентры (FrontRow/Windows Media Center etc.) — это такой телевизор с парой дополнительных функций (кроме ТВ и видео — музыку играет да фото показывает). А к телевизору все привыкли, тут какой-то особенной психологической проблемы нет.

NB Если честно — никогда не видел инструкции к iTunes, специально слазил и посмотрел :))) Просто в случае необходимости обычно используются видеотуториалы с сайта (они вроде бы всегда были максимально понятными…).

Марина Карасева 30 марта 2009 в 22:40

Про видео. Видеогиды IT страшно поверхностные, ориентированы больше на рекламную сторону дела и никак не освещающие crhsns[ загвоздок, которых в программе немало. И еще, не помню, они кажется, на языке оригинала. Это не всех устроит))).

“Если человеку продемонстрировать удобство — он этим будет пользоваться. Больше ровным счетом ничего не нужно”.

Володя, простите, но в этой фразе бы лучше “уно тоно мено безапелляционо”: Вы, возможно, чуть не в теме. Дело в том, что именно на этом тезисе уже пообломалось немало менеджеров разного уровня, которые так же рассуждали… Это уже стало классическими case study по неэффективности инновационного внедрения)).
Alles. До встречи вне виртуала!))

Ответ (Владимир Громадин):

Ага, но мы же говорим не про вообще внедрение, а внедрение очень конкретной вещи. И вот именно в этом варианте это замечательно работает (примеры: AppleTV или Slingbox — из недавних). А AppleTV (с его программной оболочкой FrontRow, идентичной комплектной для MacOS X) — это и есть пример аппаратного фронт-энда к медиатеке iTunes :-) В подключенном (через тот же Wi-Fi) к основному серверу состоянии эта коробочка проблем практически не вызывает :)

Ответ (Марина Карасева):

ОК-ОК. Я как-то больше сфокусировалась не на коробочке, а на нашем ППС. “За державу обидно”, знаете ли…)).

Вообще-то, главное здесь - успеть внедрить что-либо ДО того как и коробочка устареет, и генерация ППС, увы, естественным путем (в каком году Вы станете - в чем не сомневаюсь - профессором кафедры?) массово приобретет вкус и иммунитет к софто-железячным делам.

Ответ (Владимир Громадин):

ну понятно, что морально лет через пять устареет практически все. Но бог с ним, с моральным устареванием :)) Главное — чтобы выполняло свои нехитрые функции.

Но вот с Wi-Fi именно такая ситуация: первые попытки пробить его были еще несколько лет назад, и уже тогда было понятно, через какое время эта технология отомрёт и устареет :)) (тогдашний наиболее распространенный стандарт Wi-Fi на сегодняшний день уже точно устарел…). Хотя выходы из ситуации есть, конечно.

(а я не то что бы сомневаюсь по поводу «в каком году», но — в целом — вообще по такому поводу не задумываюсь :-), не считая это целью :)..)

Марина Карасева 31 марта 2009 в 13:39

“Хотя выходы из ситуации есть, конечно”.

Конечно. Хотя - иногда - лучше сначала искать входы:).

Тихон 1 апреля 2009 в 08:20

*а также о продлении времени занятий: во втором учебном корпусе до 23-х часов*
Соколов уже не раз говорит, что этот “эксперимент” уже начался… а белый зал все равно пока работает до 21.. не знаете, когда все-таки начнет работать белый до 23??

Ответ (Марина Карасева):

Завидую Вам. Вероятно, в Белом - тепло, раз есть желание сидеть там до ночи. Мне приходится подолгу заниматься в третьем корпусе, потому я более интересуюсь тем, когда же прекратится многолетний (круглогодичный!) пещерный холод в классах (302, 303). Этот вопрос, в частности, задавался вымерзающими представителями ППС на встрече А.С. Соколова с теоретиками. Будем ждать решений.

Откликнуться