Большое камерное искусство //

15 января 2009 / Конкурсы

«Мы — танеевцы!» Такое гордое утверждение все чаще можно услышать в Калуге — и в музыкальном колледже, с 1997 года носящего имя великого русского композитора, и просто во властных коридорах и губернаторских кабинетах. Невероятно, но факт: началом «танеевской эпохи» старинного русского города на Оке послужил Конкурс камерных ансамблей имени С. И. Танеева.

Основанный в 1996 году, конкурс проводится раз в три года. И всегда в Калуге. Нынешней осенью — уже в пятый раз в статусе Третьего международного (первые два были открытыми российскими). В свое время идея создания камерно-ансамблевого конкурса, причем первого в России, родилась в Московской консерватории и принадлежала Т. А. Гайдамович. Поддержанная соратниками — тогда в инициативную группу вошли также Т. А. Алиханов, И. М. Анастасьева, А. З. Бондурянский и Г. А. Федоренко — она осуществилась 12 лет назад.

Это было мудрое решение Т. А. Гайдамович начинать новый конкурс не на столичных подмостках, не в Москве или Петербурге, перенасыщенных культурными событиями разного ранга, а проводить его в провинции и всколыхнуть там культурную жизнь. К счастью, эта идея встретила полную поддержку и заинтересованность администрации Калужской области во главе с тогдашним губернатором В. В. Сударенковым. Председатель жюри профессор А. З. Бондурянский вспоминает:

В Калуге в тот момент не было зала, и губернатор предоставил зал администрации, куда без пропуска и близко подойти было нельзя, а тут повалила толпа слушателей, музыканты с инструментами — на охрану это произвело очень большое впечатление…

Ко второму конкурсу зал ДК железнодорожников был переоборудован в концертный, который тоже получил имя С. И. Танеева. А к третьему — Первому международному — был отремонтирован и зал филармонии. Его открытие было приурочено к конкурсу. Теперь специальные прослушивания проходят в танеевском зале, а основной конкурс — в филармоническом. На конкурс приезжает много российских педагогов — это бесценная школа. А главное, у конкурса есть своя теплая и заинтересованная публика: все прослушивания, и вечерние, и утренние, проходят в переполненных залах. А. З. Бондурянский рассказывает:

Танеевский конкурс сразу привлек к себе внимание. Прежде всего, своим уровнем, наличием в обязательной программе сочинений Танеева, которые невероятно сложно играть. Чтобы сыграть Трио или Квинтет Танеева, недостаточно обладать чисто технической подготовкой и даже начальной ансамблевой подготовкой. Для этого нужен настоящий опыт ансамблевой игры. Не случайно, ансамбли, которые здесь становятся лауреатами, затем с успехом выступают на других международных конкурсах, подтверждая высокий уровень Конкурса имени Танеева, а в танеевском конкурсе (и в этом году тоже) принимают участие победители других международных соревнований

Сегодня в мире число камерных конкурсов растет. И танеевский среди них — один из весьма значимых. Его международный статус абсолютно оправдан — в этом году в соревновании кроме россиян приняли участие молодые музыканты из 9 стран: Белоруссии, Болгарии, Италии, Китая, Кореи, Литвы, Молдавии, Украины, Японии. Равно как и в жюри, наряду с профессорами ряда ведущих российских музыкальных вузов, работали музыканты из Белоруссии, Великобритании, Литвы, США и Украины.

Московская консерватория была представлена на конкурсе очень широко и может быть довольна творческими результатами, поскольку победителями стали ее питомцы. А. З. Бондурянский подчеркивает:

Ректор профессор Т. А. Алиханов был в Калуге на открытии и напутствовал участников. Его слово прозвучало очень весомо, и это важно, ведь имя Сергея Ивановича Танеева не отделимо от Московской консерватории.

Фортепианный квинтет «Сезар»В соревновании участвовали шесть консерваторских ансамблей — два фортепианных дуэта, три трио и фортепианный квинтет «Сезар» (на фото), получивший первую премию. В его составе — наши выпускники 2008 года, аспиранты М. Амара, А. Федотова, А. Якушев, А. Ермаков и студент М. Рудой (класс профессора А. З. Бондурянского). Это уже известный коллектив, репертуарный ансамбль со своим ярким творческим лицом. В 2007 году они стали лауреатами конкурса имени И. Брамса в Австрии, получили гран-при на конкурсе имени Т. А. Гайдамович в Магнитогорске. С самого начала этот ансамбль был абсолютным лидером конкурса, и наградой стало не только единоличное первое место, но и специальная премия Московской консерватории за лучшее исполнение музыки Танеева.

Еще одна особенность танеевского конкурса — отдельное прослушивание на специальную премию, которую также определяет жюри. В этом году это была премия Т. А. Гайдамович, в борьбе за которую приняли участие 10 ансамблей. Особенность этого соревнования состояла в том, что каждый коллектив играл сочинения по своему выбору, как бы заявляя о своем творческом кредо вне конкурсных требований.

Вообще большое количество специальных премий, учрежденных разными организациями — ценная особенность Конкурса имени С. И. Танеева. Например, фортепианный дуэт студенток Московской консерватории, разделивший второе место, получил также премию РАМ имени Гнесиных. Еще были премии губернатора, Министерства образования и культуры Калужской области и ряд других. А. З. Бондурянский рассказывает:

Во-первых, количество спецпремий свидетельствует об интересе к конкурсу — очень важно, что он не остается таким келейным делом. А во-вторых, дает возможность поощрить ансамбли, потому что подготовка к такому конкурсу стоит больших трудов, эмоциональных и физических затрат.

Конкурс стал значительным музыкальным событием, благодаря солидной поддержке Министерства культуры РФ во главе с министром А. А. Авдеевым и губернатора Калужской области А. Д. Артамонова. Организационную нагрузку с честью несли Международный центр фестивалей (генеральный директор В. Н. Линчевский) и Калужский колледж имени С. И. Танеева (директор Н. К. Абрамова). Все участники и члены жюри были окружены вниманием, для них, как повелось ранее, была подготовлена культурная программа. Если три года назад калужское руководство организовало поездку на Полотняный завод — одно из памятных пушкинских мест, то в этом году они посетили другую святыню калужской земли — Оптину пустынь.

И еще одну поддержку А. З. Бондурянский в беседе выделил особо:

Главное, в этом году нам удалось найти спонсора конкурса. По существующему положению премии не могут выплачиваться из бюджета — премиальный фонд формируется на спонсорские средства. И нам очень большую помощь оказала фондовая биржа ММВБ — она взяла на себя все премии, включая специальные. Причем очень благородно, не требуя, в отличие от многих спонсоров, никаких ответных действий. Это была чисто благотворительная акция, что очень ценно в наше время

По сложившейся традиции Конкурс имени С. И. Танеева имеет два заключительных концерта: первый — в Калуге, второй — в Москве. Выступление лауреатов 23 ноября в сверхпереполненном Рахманиновском зале прошло с огромным успехом, достойно представив большое искусство камерной музыки.

Профессор Т. А. Курышева

Опубликовано в газете «Российский музыкант», декабрь 2008

Откликнуться