Трубадуры XXI века //

1 декабря 2008 / Трибуна

Кто такие уличные музыканты? Современные трубадуры и скоморохи или уличные бродяги? А может быть, это люди, больше всего на свете любящие свободу? Что заставило их выйти на улицу: стиль жизни, нужда?

Невольно вспоминается один из любимейших мультфильмов — «Бременские музыканты», герои которого — верные друзья, ведущие свободный и независимый образ жизни, веселые, неунывающие, дружно выходящие из самых сложных ситуаций. Не правда ли, очень привлекательный образ? Ведь жизнь их полна приключений, в ней нет рутины, она состоит из постоянных переездов, новых мест, новой публики. Это ведь счастье — зарабатывать на жизнь собственным искусством!

А реальные современные уличные музыканты? Как правило, это интересные люди с очень непростой судьбой. Жизнь часто безжалостна по отношению к тем, кто ищет в ней счастья, полагаясь на удачу.


Репортаж телеканала «НТВ» о фестивале уличных музыкантов в Москве в рамках форума культурных пересечений «Розамира» 2007 года

Иногда окружающие сводят выступления уличных музыкантов лишь к получению денег. Но мне кажется, уличные музыканты своими выступлениями пытаются разбудить нас от спячки, вызвать отзывчивость, милосердие, сочувствие и более активное участие в жизни. Не все выступления, правда, оказываются высокого качества. Чтобы играть на улице, не надо заканчивать университетов. Возникает парадокс: каждый, кто играет на улице и получает за это деньги, автоматически является профессиональным музыкантом. Ведь профессия — это то занятие, которое позволяет зарабатывать деньги. Образование, выходит, здесь совершенно не имеет значения.

Однако и музыканты с консерваторским образованием также, бывает, выходят на «штырку». Зазорно ли это, стыдно? Но улица — это не концертный зал. Она предъявляет к исполнителям совершенно иные требования. Не каждый профессиональный музыкант-виртуоз сможет «прижиться» здесь. На улице мало обладать только умением игры на музыкальном инструменте. Номер должен быть зрелищным, привлекательным, постоянно заинтриговывать и вызывать интерес. Вокруг так много всего заманчивого, и надо иметь особую силу воздействия музыканта-исполнителя, чтобы люди остановились, забыли про все свои дела и послушали музыку. И, получив эмоциональный заряд, добровольно заплатили деньги.

Без уличных музыкантов в городе неуютно. Чем больше их встречаешь, тем больше удивляешься их открытости, добродушию и сердечности. Они обладают особой энергетикой, которую черпают из свободной жизни — свободной от рациональности, от страха за завтрашний день. Даже когда они говорят о недобрых людях, встречающихся у них на пути, они не ожесточаются и не осуждают их. Им скорее жаль этих равнодушных горожан, не умеющих улыбнуться незнакомому человеку, который стоит на улице и играет для всех.

Уличные музыканты не хотят ждать лучших времен — они хотят полнокровно жить и чувствовать сегодня. Берут с собой малюсенький рюкзачок, гитару, выходят на дорогу и поднимают руку. И если не «стопится» в одном направлении, они переходят на другую сторону шоссе. И всегда находятся водители, которые не боятся и не брезгуют пригласить их в машину и подвезти. На встречу с новыми приключениями!

Анна Утешева,
студентка IV курса ИТФ
Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», ноябрь 2008

Откликнуться