Друзья ли нам композиторы-электронщики? //

15 октября 2008 / Переводы, Трибуна

Композиторам электроакустической музыки предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем они подружатся с аудиторией и исполнителями (и это говорит композитор, довольно успешно работающий в этой сфере). На прошлой неделе я читал лекции на втором курсе музыкального колледжа, и что вы думаете? Только двое из второкурсников знали какую-нибудь электроакустическую музыку, из них один был композитором, другой недавно услышал мой Восточный Пик (Eastern Pinnacle) для кларнета и CD. Еще более удивительно: они только что прошли блок электроакустической музыки в рамках курса музыкальной истории/литературы.

Очевидно, что если учащиеся музыкального колледжа затрудняются назвать хотя бы одну пьесу, это говорит об оторванности музыки от аудитории. Исключительный случай — Кронос квартет, который преодолевает разрыв, исполняя такие современные сочинения, как The Cusp of Magic Терри Райли и Requiem for a Dream Клинта Мэнселла.

Публика также не любит покупать записи электроакустической музыки, особенно ранней. Это станет очевидным после просмотра отчетов по продажам. В библиотеке «Амазона» лишь 82 результата в поиске на слово «electroacoustic». Из них только половина — «классика».

Композиторы должны понимать, что исполнители, как правило, не обучены для работы с электроникой. Кажется, найти способ простой координации между исполнителем и электроникой — это самая трудная задача для композитора-электронщика. Например, недавно прошла премьера электроакустической пьесы маститого автора, и она потребовала много дополнительных репетиций из-за не предполагавшейся сложности координации с записанной фонограммой, несмотря на то, что одним из двух исполнителей на сцене был сам композитор. Пьеса — невероятно интересное погружение в разные темперации и в тембр, но я могу только мечтать о том, насколько меньше работы потребовалось бы при удобной координации.

Очевидно, что сейчас уже нет необходимости в таких громоздких изобретениях, как Sequential Resonation Machine. На мой взгляд, для композиторов тогда уж лучше было бы «поднажать» на профессионализм в сфере уже устоявшихся инструментов, вроде терменвокса.

Однако со стороны этих композиторов видны и попытки подружиться. Например, недавно вышла книга «Жизнь звуковых идей», о жизни Лео Беранека, одного из пионеров электроакустики. Классическим композиторам также не повредит, если они начнут учиться у таких музыкантов, как джазовый гитарист Эллиотт Шарп, — его умению использовать электронику в уже работающей среде. Но в то время, пока композиторы вроде Пола Руди будут продолжать выигрывать такие награды за свои электроакустические пьесы, как премия Гуггенхайма, я думаю, мы можем надеяться в один прекрасный день обзавестись новыми друзьями и просто позабавиться вместе.

Статья слегка, поверхностно, но все же затрагивает довольно серьезную проблему отсутствия, во-первых, привычки исполнения музыки для живых инструментов и электроники, во-вторых, стремления со стороны композиторов как-то упростить это взаимодействие. И слегка саркастическое пожелание отправиться всем играть на терменвоксе, у которого есть — что действительно важно — исполнители и на котором вообще можно играть человечески понятным способом — это не пожелание бросить электронную музыку (достаточно послушать музыку самого Б. Уильямса), но просто стремление сохранить традиционное отношение к исполнительству. Чтобы музыку можно было исполнять, а не просто нажимать на нужные кнопки :)

Ради приближения электроакустической музыки к аудитории :) Хотя и ситуация Б. Вильямса — не универсальна… По крайней мере, есть и другие варианты :)

Бенджамин Уильямс
Статья опубликована на блоге Music in Trains 24 мая 2008 года
Перевод с английского — Владимир Громадин

24 комментария на “Друзья ли нам композиторы-электронщики?”

Михаил Пучков 18 октября 2008 в 01:10

Было бы неплохо уточнить, о какой стране/городе идёт речь в данной статье. Я как-то всё же полагал, что в Европе с этим несколько лучше.
А вообще всё в наших руках, конечно :)
Забавно, например, что речь идёт о синхронизации с фонограммой, что, вообще говоря, во многом прошлый век - сегодня компьютер и его оператор должны заботиться о синхронизации с живыми исполнителями, а не наоборот, благо это и проще сделать технически. IMHO, время фонограмм уходит в прошлое. Нет, конечно, мы все используем фонограммы так или иначе, но скорее от неумения. Я надеюсь в будущем отказаться на концертах от понятия “фонограмма” как такового…

Ответ (Владимир Громадин):

Вильямс из Штатов, Огайо… Я тоже думал, что лучше, ан нет :)

Компьютер будет заботиться только когда в него встроят искусственный интеллект :) или когда хотя бы угроза зависания уйдет :)

Не всегда от неумения. Например, мои фонограммы (чаще всего у меня фонограмма+какая-то live electronics+живой инструмент) просто нереально (по крайней мере, сейчас) сделать вживую. Это совсем другой уровень сложности и проработанности фактуры. Не всегда нужна изменяющаяся ткань, часто нужно что-то неизменное, но продуманное. Вдобавок не на все хватает мощности процессора.

Хотя иногда публика после концерта говорила о «большом количестве pre-recorded материала», но либо для исполнения потребуется штук 8-10 компьютеров, столько же людей и куча репетиций, либо один компьютер это сыграет. А вот как раз синхронизацию с исполнителем я всегда делаю максимально простой. Где-то «ловит» электронная партия, ва где-то фортепиано алеаторически состыкуется с электроникой…

Ответ (Михаил Пучков):

В любую фонограмму можно вставить триггеры, реагирующие либо на нажатие кнопки, либо на те или иные ноты в партии солиста. Речь не идёт о полностью live, лишь о том, чтобы источником синхронизации был дирижёр, а не компьютер. Компьютер лишь один из инструментов, он не должен подавлять собою живых, а то получим ситуацию из фильма “Терминатор”. :)
Впрочем, у тебя-то фонограммы вполне чётко устроены ритмически. Но весьма часто фонограмма - это некая аморфная масса, подстроиться под которую практически нереально. Подобное было, например, когда Студия новой музыки репетировала сочинение Тристана Мюрая. Из колонок раздавалось некое непонятно что, а музыканты должны были умудриться играть с этим чем-то синхронно. Естественно, ничего не получалось.

Ответ (Владимир Громадин):

у меня есть и размытые по ритму, только там алеаторика в сочетании живого инструмента и электроники :) я не садист :)

когда там совсем нечто странное звучит, но при этом prerecorded, то обычно просто подают метроном в наушники дирижеру, и дело с концом :)

а так — ну вполне можно синхронизировать темп фонограммы со взмахами дирижерской палочки, минимум двумя-тремя способами… Только тогда придется либо мириться с не очень качественным real-time time-stretching для аудио, либо использовать только MIDI…

Ответ (Михаил Пучков):

ай, не туда комментарий написал… http://gromadin.com/rmusician/archives/1358#comment-242

Михаил Пучков 24 октября 2008 в 21:06

Мне всё же кажется, что можно и без time-stretching. Короткие звуки- им главное в нужный момент прозвучать, не так важно, как долго они длятся. Длинные звуки вполне могут образовывать некий pattern, который может сколько угодно длиться и в любой момент закончиться. Если нужна какая-то партия на более привычном синтезаторе (использование синтезатора просто как клавишного инструмента с необычным тембром), тогда логичнее позвать отдельного музыканта, который будет играть эту партию live. Т.е. в любом случае выходит, что неинтерактивная фонограмма как бы “от бедности”. Которой все мы, конечно, в той или иной степени страдаем, но это не повод не стремиться к совершенству. Или тогда на более конкретных примерах надо рассмотреть…

Ответ (Владимир Громадин):

А вариант «написать партию, которую человек физически не сможет сыграть»? :-) не все то, что на клавишном инструменте, имеет смысл играть вживую. Да и иногда автоматизм (особенно высокоскоростной) требуется для художественной концепции.

С короткими и длинными звуками — то же самое. По крайней мере, в классике без time-stretching — никак (только для особой музыки). Паттерны — это уже к алеаторике, опять же не всем надо, да и как раз твой вариант реализовать в Ableton Live — не проблема и сейчас…

На более конкретных примерах — ну я могу о своей музыке, ты — о своей :) вполне конкретные примеры :))

Ответ (Михаил Пучков):

погоди, ну вот, допустим, написал ты неисполнимую партию. в чём написал, коли не в MIDI-секвенсоре? что тогда мешает любой темп выставить, хоть каждую долю подкручивая туда-сюда? никакого time-stretching, чистая цифра.

Ответ (Владимир Громадин):

это только половина задачи :) а эффекты (которые иногда бывают со своим темпом и с изменяющимся без глюков не синхронизируются)? а аудиодорожки, которые после изменения темпа все-таки разъедутся? ведь совершенно необязательно все делать только в MIDI или только в аудио. Часть сделана там, часть в аудио, часть в виде MIDI, но с прописанной автоматизацией в эффектах (в результате на практике — почти аудио).

Хотя, конечно, это смотря насколько требовательно к качеству аудио (в рамках конкретного стиля) относиться, для кого-то тайм-стретчинг вполне приемлем.

А вообще моя фраза про неживую клавишную партию относился только к твоему предложению позвать живого музыканта :) так-то понятно, что ее можно синхронизировать, вопрос — кто это будет делать :) Стандартный вариант — синхронизировать людей с компьютером (метроном или просто по слуху, если это возможно), более продвинутый — компьютер с людьми (синхронизация компьютера с темпом дирижера). Первый вариант универсален, второй — приемлем только при чистом MIDI (либо придется использовать реалтаймовый time-stretching, от которого качество звучания может сильно пострадать)… Или у тебя другой вариант?

Ответ (Михаил Пучков):

Информация к размышлению:
http://portal.acm.org/citation.cfm?id=1142307
http://ftm.ircam.fr/index.php/Suivi

NoteAbility Pro я уже приобрёл, теперь на очереди MAX/MSP. Когда будет и то, и другое, надо будет попробовать поэкспериментировать. Если компьютер и правда будет безошибочно следить за нотами и сам в нужные моменты всё делать - это же просто мечта!

Ответ (Алексей Наджаров):

Suivi использует FTM, а FTM под 5й макс еще пока не обновилась. Ну разве что недавно вышедший SDK под макс несколько обнадеживает…

Ответ (Михаил Пучков):

А предыдущую версию с 5-м Максом использовать невозможно?

Ответ (Алексей Наджаров):

FTM работает, но не полностью, что соответственно очень неудобно.
ну а 4й макс не продают, купить не получится :(

Ответ (Михаил Пучков):

ну, авось доживём до обновления-то :) интересно, насколько точно эта штука работает. всё-таки “на слух” следить за партитурой - не хухры-мухры…

Ответ (Алексей Наджаров):

я особых поводов для оптимизма не вижу, если даже достаточно навороченные алгоритмы beat detection часто ошибаются… ну а так конечно интересно, да.

Ответ (Михаил Пучков):

к слову, рекомендую вот здесь http://www.opusonemusic.net/Helpfiles/OSX/Help/Default.html глянуть последний раздел - “Interfacing Max/MSP and NoteAbility Pro”

Ответ (Алексей Наджаров):

ага, спасибо
ну для макса есть пара объектов отдельно для нотации. в любом случае очень много работы ради достаточно стандартной вещи

Ответ (Владимир Громадин):

еще давно Андрей Смирнов говорил, что ему очень не хватает Akoff composer в качестве плагина к Максу))) (или хотя бы в VST-виде его..) это как раз для распознавания звуков, в целом, весьма качественного, хотя и со своими нюансами.

Ответ (Владимир Громадин):

Очень понравилась фраза там «FTMlib and it’s Java components is based on the jMax project» :-) ну и смысл тогда в максе?)))

там еще периодически упоминается, что в ИРКАМе это и на PD работает :)) (что, в общем-то, вполне логично).

И — я правильно понимаю, что распознается только одноголосие?.. (просто что-то всплывает из глубин памяти по Термен-центру, в том числе по такому разпознаванию вместе с музыкальными примерами)…

Ответ (Алексей Наджаров):

ну 5й макс в целом стал значительно удобнее и в нем теперь весь процесс сборки патча в разы быстрее. а pd гораздо ближе к 4му, потому оно там и работает

что-то я тоже вспомнил про одноголосное слежение. а вспомнил только сейчас, потому что кроме самого факта “ух ты, как здорово” в этом не было ничего интересного и полезного…

Ответ (Владимир Громадин):

ну вот мне вспоминается, что Смирнов показывал что-то такое вот с тем самым плагином в Максе (для кларнета и электроники, как сейчас помню) и жаловался на одноголосие. приводя в пример Akoff composer, который вдобавок бесплатен для всех жителей экс-СССР :) (кто знает секрет кода для регистрации)) но не плагин и только под Windows… Зато многоголосно и достаточно точно (проблема с ритмом и до некоторой степени с излишними нотами только)…

Ответ (Михаил Пучков):

А вопрос синхронизации с сэмплами, по-моему, всецело зависит от их длины. Короткий сэмпл вполне может прозвучать целиком в любом темпе. Длинный… ну тут либо нужно будет музыкантам подстраиваться-таки, либо time-stretching, либо раздробить сэмпл на кусочки, между которыми устраивать что-то вроде sample&hold. Но, вообще, для совмещения акустики и электроники удобнее отказаться от длинных сэмплов и генерировать звук в реальном времени.

Ответ (Владимир Громадин):

не все можно генерировать в реальном времени :) это что-то из разряда «не все можно импровизировать». Что-то возможно только при письменной нотации. Так и тут —что-то возможно только при заранее заготовленных звучаниях…

Николай 2 августа 2009 в 13:42

По-моему, Уильямс не отдаёт себе отчёта в том, что время не стоит на месте, а движется. И вместе с ним движется развитие музыки во всех её проявлениях. Либо Уильямс консерватор до мозга костей, либо он просто не представляет, что говорит (не знаю, что это с ним: старческий маразм или стагнация мозга!). С последней точки зрения, мне хочется послать его, извините, к известной матери!

Откликнуться